Оценка ситуации в Афганистане в контексте обеспечения региональной безопасности (Д. М. Джуманбеков)

Оценка ситуации в Афганистане в контексте обеспечения региональной безопасности (Д. М. Джуманбеков)

Д. М. Джуманбеков

Руководитель Алматинского представительства Центра военно-стратегических исследований Министерства обороны Республики Казахстан

 

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Прежде всего, позвольте выразить признательность Исполнительному комитету СНГ за приглашение на конференцию и прекрасные условия работы, а также возможность презентовать нашу оценку ситуации в Афганистане в контексте обеспечения региональной безопасности.

В числе современных вызовов и угроз терроризм сегодня стал одним из самых опасных и труднопрогнозируемых явлений, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие глобальные масштабы.

Представляя собой сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, он давно перерос рамки национальных границ и превратился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества.

Для Центральной Азии основные вызовы и угрозы исходят от афгано-пакистанской зоны, где сосредоточены террористические, религиозно-экстремистские группировки из числа выходцев нашего региона – «Исламская партия Туркистана», «Союз Исламского джихада» и другие, которые тесно связаны с «Аль-Кайдой» и «Движением Талибан».

В связи с намеченным на 2014 год выводом из Афганистана главных сил западной коалиции высказываются опасения, что вооруженное противоборство различных региональных и племенных группировок может перерасти в серьезную угрозу безопасности центральноазиатских государств.

Как известно, международными силами содействия безопасности проводится определенная работа по обеспечению контроля за обстановкой и они планируют завершить передачу ответственности за ситуацию в стране афганским силам безопасности, подготовка которых в настоящее время ведется усиленными темпами. Однако обстановка в Афганистане остается сложной.

Во-первых, как показывает анализ, строительство «демократического» Афганистана под руководством и при активном участии США в течение почти 12 лет пока еще не удалось. Борьба с непримиримой вооруженной оппозицией ожидаемых результатов не принесла, о чем свидетельствует повсеместная активизация талибов, в том числе на севере страны. По-прежнему не решены межэтнические вопросы. Экспертами в числе проблем, представляющих угрозу Афганистану, называется колоссальная коррупция, которая существенно тормозит его экономическое восстановление.

В стране процветает наркомафия, сросшаяся с чиновничьим аппаратом на самом высоком уровне. На Афганистан приходится более 90 % мирового производства опиумного мака. Отмечается рост потребления наркотиков среди населения страны.

Из-за многолетней войны общий уровень грамотности афганцев в стране не превышает 30 %.

Афганистан остается одной из беднейших стран мира и беспросветная нищета подталкивает значительную часть его населения к пособничеству талибам и наркобизнесу. Единственной надеждой на спасение афганской экономики на долгосрочной основе являются природные ресурсы, которые оцениваются на сумму более 1 трлн долларов.

В настоящее время до 90 % расходов правительства Афганистана и затрат на развитие составляет международная помощь. Не исключено, что после ухода международных сил иностранная помощь значительно уменьшится. Уже одно это может стать катастрофой для Афганистана, где две трети населения живут за официальной чертой бедности.

Во-вторых, несмотря на громкие заявления, сделанные руководством НАТО о том, что к середине 2013 года обеспечат безопасность и контроль за обстановкой в каждом округе Афганистана, пока этого не произошло. Свидетельство тому, как выше отмечалось, многочисленные вооруженные акции талибов практически во всех провинциях этой страны, а также ставшие регулярными нападения на солдат международных сил содействия безопасности, афганских полицейских и военнослужащих. Согласно докладам НАТО, афганские солдаты активно сотрудничают с талибами, продавая им оружие, боеприпасы, помогают внедряться в свои ряды, совершают теракты.

В-третьих, для США и НАТО молниеносная атака против международного терроризма в 2001 году превратилась в затяжную войну с повстанцами. Военные операции против талибов в большинстве своем малоэффективны, поскольку боевики уклоняются от открытых столкновений и после проведения своих акций растворяются среди местного населения или уходят в соседний Пакистан. Иностранное военное присутствие и попрание местных обычаев повсеместно вызывает недовольство населения и способствует росту рядов талибов. Многие афганцы берут оружие в руки из-за потерь среди гражданского населения, которые, как правило, сопутствуют каждой военной операции коалиции.

В-четвертых, в региональном контексте вооруженный конфликт в Афганистане создал очаг серьезной нестабильности на Среднем Востоке. Поначалу успешное проведение антитеррористической операции привело к тому, что значительная часть боевиков ушла с афганской территории в приграничные районы Пакистана, населенные пуштунскими племенами. Руководству «Аль-Каиды» и «Талибана» фактически удалось создать там неподконтрольные властям Пакистана территории с мощной террористической инфраструктурой. Это способствовало распространению афганской зоны нестабильности на пакистанские территории и радикализации части ее населения, особенно молодежи.

Все это свидетельствует о том, что победа над талибами в Афганистане до конца 2014 года вряд ли возможна, поскольку в приграничных провинциях Пакистана они чувствуют себя достаточно свободно.

В связи с предстоящим выводом войск международной коалиции из Афганистана, по мнению наших экспертов, необходимо безотлагательно решить комплекс проблем.

Первая из них – это ликвидация пунктов материально-технического обеспечения и лагерей подготовки талибов на территории Пакистана. В этой связи необходимо активное воздействие других стран на руководство Пакистана в целях активизации борьбы с проталибскими группировками на территории этой страны.

Вторая проблема – сумеют ли афганские силы безопасности противостоять реставрации режима «Талибана», т. к. по американским оценкам, только 7 % боевых частей афганской армии и 9 % подразделений полиции имеют достаточный уровень подготовки, чтобы действовать самостоятельно при минимальной поддержке со стороны международных сил.

Третья проблема – это создание дееспособной власти как в центре, так и на местах.

Все усилия должны быть сосредоточены на реализации программы национального примирения, получившей одобрение Всеафганской джирги мира, которая высказалась за правительственно-оппозиционную модель дальнейшего развития афганского общества. В связи с этим важное значение будут иметь президентские выборы в Афганистане в 2014 году.

Четвертая проблема – обустройство и организация охраны государственных границ Афганистана и соседних с ним центральноазиатских государств. Это позволит сократить поток наркотиков и контрабанды оружия, а также снизить опасность вторжения вооруженных бандформирований, получивших боевой опыт на территории Афганистана.

И самой сложной, конечно, является пятая проблема, которую необходимо решать коллективными усилиями. Это оказание помощи в восстановлении разрушенной войной экономики.

Все вышеотмеченное вызывает обеспокоенность государств Центральной Азии, которые предпринимают усилия по урегулированию афганской проблемы. Еще в ходе Берлинской конференции в 2004 году делегация Казахстана выдвинула предложение по формированию специальной программы восстановления Афганистана с участием центральноазиатских государств, предусматривающей выработку согласованных мер для подключения Афганистана к формируемой транспортно-коммуникационной системе региона. В последующем в 2006 году в ходе Лондонской конференции в соглашении между Правительством Афганистана и международным сообществом были сформулированы перспективные проекты возрождения афганской экономики, а также актуальные проблемы региональной безопасности. Они были в последующем конкретизированы Стамбульскими инициативами. От их практической реализации во многом будет зависеть, как скоро афганский народ заживет мирной жизнью.

Что касается влияния фактора 2014 года на региональную безопасность, то оперативная обстановка осложниться, вместе с тем нельзя не согласиться с мнением экспертов, считающих, что наибольшую угрозу безопасности для стран Центральной Азии и в настоящее время, и после вывода международных сил из Афганистана будут представлять свои собственные, внутренние проблемы и, в первую очередь, религиозный экстремизм, а также возвращение боевиков терргруппировок домой из Афганистана и беженцы. О наиболее опасных сценариях развития ситуации говорят и пишут таджикские эксперты, поскольку уже сейчас недалеко от границы Таджикистана на афганской территории Горного Бадахшана отмечается концентрация серьезных сил боевиков.

Власти Узбекистана и Кыргызстана также обеспокоены, но полагаются на взаимопомощь и собственные силы. В Казахстане проведен ряд мероприятий по усилению контртеррористических мер в соответствии с Программой по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013–2017 гг.

Однако надо учитывать, что на фоне внутриполитической нестабильности, увеличивающегося разрыва в уровне доходов различных слоев населения возрастают социальная напряженность и протестный потенциал в странах региона. Эта ситуация выгодно обыгрывается радикальными силами для привлечения их на свою сторону и использования в противоправных актах.

Кроме того, для каждого из государств региона существуют свои специфические особенности, а также вызовы и угрозы национальной безопасности.

Мировое сообщество проявляет все больший интерес к центральноазиатским государствам из-за их стратегического месторасположения, запасов урана, редкоземельных металлов и т. д. Прикаспийские республики Казахстан и Туркмения обладают значительными запасами нефти и газа. Значение региона возрастает также из-за существующих и потенциальных маршрутов транспортировки энергоносителей на мировой рынок.

Вместе с тем, как отмечено выше, нельзя отрицать систематического негативного воздействия на страны региона со стороны исламских экстремистов и других внешних сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации. Осложняющий фактор – географическое соседство государств с зонами политической нестабильности и локальных конфликтов. Мощной подпиткой терроризма и религиозного экстремизма являются сложные социально-экономические и политические процессы, происходящие на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке, уже спровоцировавшие государственные перевороты и гражданские войны в ряде стран этих регионов, а также поток беженцев.

На наш взгляд, нельзя исключать попытки отдельных транснациональных корпораций, занятых в сырьевом секторе, прежде всего в нефтегазовом, создать в нашем регионе по аналогии со странами Арабского Востока обстановку «управляемого хаоса» – для ослабления контроля за их деятельностью со стороны государственных органов.

Противодействовать нынешним угрозам Центральной Азии можно только наладив эффективное сотрудничество всех стран региона, в т. ч. с участием сопредельных государств и авторитетных международных организаций как ООН, ОБСЕ, профильных структур СНГ, ШОС и других. В этом направлении делается многое для создания пояса безопасности, который будет надежной преградой для международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика и нелегальной миграции, распространяющихся из Афганистана и других кризисных государств, но нужно сделать еще многое. Полагаю, этому послужат и рекомендации данной конференции. Желаю всем плодотворной работы.

 

Последние новости

Все новости

Старая версия сайта (Архив)