Проблемы сотрудничества государств – участников СНГ в области антитеррористической защиты критически важных объектов (Д.В. Перевалов)

Проблемы сотрудничества государств – участников СНГ в области антитеррористической защиты критически важных объектов (Д.В. Перевалов)

Д.В. Перевалов

Начальник факультета – помощник начальника государственного учреждения «Институт национальной безопасности Республики Беларусь», кандидат юридических наук, доцент

 

ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

В современных условиях проблема обеспечения безопасности критически важных объектов (далее – КВО) приобретает актуальный характер во всех государствах – участниках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ, Содружество).

Расширение сети критических инфраструктур, увеличение числа опасных промышленных объектов, усиление роли информационных технологий в экономических и социальных процессах, возрастание опасности и интенсивности угроз техногенного и природного характера, рост экстремистски настроенных группирований и другие факторы все больше актуализируют проблему антитеррористической защиты КВО. Система объектов социально-экономической инфраструктуры в современный период как в Республике Беларусь, так и в других странах Содружества представляет собой совокупность объектов промышленности, энергетики, информатизации, транспорта, связи, жизнеобеспечения населения и ряда других сфер жизнедеятельности общества и государства (например, согласно информации сайта Wikileaks, правительство США к КВО международного характера относит нефтепровод «Дружба», который проходит по территории Беларуси[1]). Указанные обстоятельства, модифицируя спектр угроз и систему мер по их предупреждению, выявлению и локализации, заставляют по-новому взглянуть на проблему обеспечения региональной безопасности в рассматриваемой сфере.

В связи с этим сотрудничество государств – участников СНГ по вопросам антитеррористической защиты КВО требует совершенствования, в первую очередь, по таким двум направлениям, как: 1) гармонизация национальных законодательств; 2) формирование соответствующей международной нормативной базы. Законодательства стран Содружества в сфере антитеррористической защиты КВО видятся недостаточно унифицированными и не в полной мере учитывают высокий уровень существующих в этой сфере угроз. Недостаточной представляется и система международно-правовых норм, регламентирующих отношения в рамках СНГ по рассматриваемой проблематике. В настоящее время к таким нормам можно отнести предписания главы 4 модельного закона СНГ «О противодействии терроризму», где регламентируются вопросы защиты объектов возможных террористических посягательств[2].

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права в качестве приоритетных целесообразно рассматривать следующие направления гармонизации законодательств государств – участников СНГ в области антитеррористической защиты КВО.

1. Определение понятийно-категориального аппарата, используемого при правовом регулировании антитеррористической защиты КВО.

При развитии понятийно-категориального аппарата в рассматриваемой области представляется необходимым принимать во внимание основные формы и характер проявления угроз безопасности КВО на территориях стран Содружества, особенности создания и функционирования систем антитеррористической защиты таких объектов. В частности, в Российской Федерации такая система функционирует в соответствии с федеральными законами Российской Федерации № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[3], № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»[4] и рядом других законодательных актов. Планируется, что подобная система будет сформирована и в Республике Беларусь в рамках Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по обеспечению безопасности населения, объектов производственного или социального назначения от актов терроризма и иных угроз их безопасности», проект которого подготовлен при непосредственном участии Института национальной безопасности Республики Беларусь. Указанные документы содержат термины и их определения, которые не совпадают как по форме, так и по содержанию.

В дальнейшем при разработке конкретных международных и национальных нормативных правовых актов необходимо обеспечить ориентацию всех участников на использование единого понятийно-категориального аппарата.

2. Закрепление основных направлений правового регулирования антитеррористической защиты КВО в государствах – участниках СНГ.

В качестве основных направлений правового регулирования антитеррористической защиты КВО в государствах – участниках СНГ, носящих приоритетный характер и подлежащих закреплению в национальном законодательстве стран Содружества, следует отнести:

  1. определение источников угроз, их характера, разработка классификации угроз в рассматриваемой сфере;

  2. определение деяний, признаваемых правонарушениями (преступлениями) в рассматриваемой сфере;

  3. регламентация деятельности по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих формированию и реализации угроз безопасности КВО;

  4. определение мер антитеррористической защиты, направленных на недопущение нанесения ущерба критическим элементам КВО;

  5. установление мероприятий в рамках антитеррористической защиты, направленных на выявление и пресечение террористической и иной противоправной деятельности, связанной с нарушением или прекращением функционирования КВО.

Требуют разработки и закрепления в специализированных нормативных правовых актах или в отдельных правовых нормах наиболее важные направления деятельности компетентных государственных органов в области антитеррористической защиты КВО:

  1. создание национальной системы антитеррористической защиты КВО;

  2. формирование и использование сил и средств антитеррористической защиты КВО;

  3. деятельность по идентификации угроз безопасности КВО, предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма и иных правонарушений в данной области;

  4. характер и пределы реализации мер антитеррористической защиты, направленных на пресечение указанных правонарушений;

  5. определение объема полномочий и ответственности между компетентными государственными органами:

эксплуатирующими КВО;

осуществляющими контроль за эксплуатацией КВО;

определяющими правоохранительную деятельность в области антитеррористической защиты КВО.

К первоочередным целесообразно относить следующие меры по совершенствованию международно-правовых основ антитеррористи­ческой защиты КВО в рамках государств – участников СНГ.

В сфере антитеррористической защиты КВО представляется обоснованным рассматривать следующие уровни правового регулирования:

1) межгосударственный уровень;

2) национальный уровень государств – участников СНГ.

При этом необходимо учитывать, что при осуществлении правового регулирования в рассматриваемой сфере возникает ряд проблем, основной из которых является сопряжение технических аспектов эксплуатации КВО и закономерностей правовой регламентации деятельности компетентных государственных органов по обеспечению их безопасности.

1. Совершенствование правовых основ антитеррористической защиты КВО на межгосударственном уровне.

Представляется, что в рамках СНГ будет являться обоснованным разработка Конвенции СНГ по вопросам антитеррористической защиты КВО.

Разработка подобного международного правового акта обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. необходимостью охраны и защиты национальных интересов безопасности государств – участников СНГ в контексте динамичного изменения геополитической и внутригосударственной обстановки и возникновения новых угроз;

  2. необходимостью обеспечения должной реализации конституционных прав граждан стран Содружества и конституционных гарантий по созданию условий для свободного и достойного развития личности;

  3. потребностью повышения эффективности деятельности государственных органов государств – участников СНГ, связанной с защитой прав и законных интересов граждан, обеспечением безопасности общества и государства;

  4. потребностью установления дополнительной правовой регламентации антитеррористической защиты КВО как самостоятельного административно-правового режима;

  5. целесообразностью оптимизации затрат в сфере обеспечения националь­ной безопасности государств – участников СНГ при эксплуатации КВО.

2. Совершенствование правовых основ антитеррористической защиты КВО на национальном уровне.

На национальном уровне государств – участников СНГ требуется принятие специальных нормативных правовых актов (закона, указа президента, постановления правительства), непосредственно регламентирующих обеспечение безопасности КВО.

Одновременно необходимо создание системы правовых норм в административном, уголовном, трудовом и гражданском законодательствах, определяющих компетенцию и ответственность заинтересованных юридических и физических лиц в данной сфере.

3. Нормативное закрепление основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере антитеррористической защиты КВО.

Основными направлениями сотрудничества стран Содружества в сфере международно-правового регулирования антитеррористической защиты КВО следует рассматривать:

  1. проведение согласованной политики по гармонизации национального законодательства в рассматриваемой области;

  2. совместная работа по предотвращению и устранению причин и условий, способствующих формированию угроз безопасности КВО;

  3. обмен информацией по вопросам предупреждения и пресечения актов терроризма и иных правонарушений в области антитеррористической защиты КВО;

  4. оказание взаимной правовой, методической, технической и иной помощи;

  5. координация деятельности компетентных государственных органов, осуществляющих деятельность по предупреждению и пресечению актов терроризма и иных правонарушений в области антитеррористической защиты КВО;

  6. проведение совместных процессуальных, оперативных и иных мероприятий по документированию и пресечению актов терроризма и иных правонарушений в рассматриваемой области;

  7. сближение подходов, применяемых при принятии решений о формировании национальных систем антитеррористической защиты КВО.

Одним из важнейших аспектов является уточнение закрепляемых в международно-правовом акте и национальном законодательстве стран Содружества положений, предусматривающих перечни правонарушений в области антитеррористической защиты КВО. Соответствующую разработку и доработку законодательных актов в данной сфере целесообразно осуществлять с учетом отличительных признаков конкретных действий, позволяющих идентифицировать их и выделить из спектра сходных по объективной стороне преступлений и административных правонарушений, которые будут рассматриваться как угрозы безопасности КВО. Это является необходимым условием повышения эффективности правоприменительной деятельности по предупреждению террористической и иной противоправной деятельности в рассматриваемой области.

4. Обеспечение введения мер ответственности за подготовку и совершение актов терроризма и иных правонарушений в сфере антитеррористической защиты КВО.

За совершение правонарушений в области антитеррористической защиты КВО граждане государств – участников СНГ, а также иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с международным и национальным законодательством должны нести уголовную, административную и иную ответственность в зависимости от общественной опасности деяния или наступивших последствий.

В частности, представляется обоснованным введение:

  1. административной ответственности за:

нарушение правил безопасности при эксплуатации КВО;

повреждение или приведение в негодность систем жизнеобеспечения КВО;

  1. уголовной ответственности за указанные в пункте 1) правонарушения, если они повлекли гибель людей, животных, возникновение пожара или аварии на КВО или иные тяжкие последствия.

Для повышения эффективности деятельности компетентных государственных органов и системы мер, направленных на предупреждение и пресечение актов терроризма и иных правонарушений в области антитеррористической защиты КВО, представляется необходимым обеспечить согласование правовых норм в рамках специальных законов, в том числе соответствующих норм уголовного законодательства стран Содружества.

Таким образом, определение и закрепление основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области антитеррористической защиты КВО позволит обеспечить:

  1. гармонизацию национальных актов законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности;

  2. регулятивную мобильность уполномоченных государственных органов государств – участников СНГ в рассматриваемой области;

  3. выработку механизма установления эквивалентности и взаимного согласования систем антитеррористической защиты КВО;

  4. формирование единой, скоординированной и сопряженной системы правовых, организационных, инженерно-технических, программно-аппаратных и специальных мер антитеррористической защиты КВО в странах Содружества.

 

 


[1] P 182318Z, Feb. 09. FM Secstate Washdc, to page 02. State 15113  182333Z. All diplomatic posts collective priority. Amembassy TRIPOLI priority. Subject: request for information: critical foreign dependencies (critical infrastructure and key resources located abroad) // [Electronic resource]. – 2011. – Mode of access: http://wikileaks.ch/cable/2009/02/09STATE15113.html. – Date of access: 02.03.2011.

[2] О противодействии терроризму: Модельный закон СНГ, постановление Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 3 дек. 2009, № 33-18 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – 2010. – № 46.

[3] О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: федер. закон Рос. Федерации, 21 июля 2011 г., № 256-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4604.

[4] О безопасности гидротехнических сооружений: федер. закон Рос. Федерации, 21 июля 1997 г., № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3589.

 

Последние новости

Все новости

Старая версия сайта (Архив)