Роль подразделений финансовой разведки в противодействии финансированию терроризма (В. В. Просвиров)

Роль подразделений финансовой разведки в противодействии финансированию терроризма (В. В. Просвиров)

В. В. Просвиров  

Начальник управления координации и международного сотрудничества Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

 

Тема моего выступления – роль подразделений финансовой разведки в противодействии финансированию терроризма – выбрана не случайно.

Сегодня никто не будет оспаривать важность деятельности финансовой разведки. Эти подразделения стали значимым элементом в национальных системах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Чем же было обусловлено появление в мире финансовых разведок, которых сегодня насчитывается, если брать только участников группы «Эгмонт», около 140?

Создание подразделений финансовой разведки стало реакцией государств на масштабы легализации преступных доходов и их проникновения в легальную экономику.

Так, по оценкам УНП ООН, объем незаконной деятельности, включая чисто экономические преступления, ежегодно составляет порядка 2,1 триллиона долларов США. Это примерно 3,6 процента мирового ВВП, из которых ежегодно «отмывается» примерно 1,6 триллиона долларов США. При этом часть этих средств идет на финансирование террористической деятельности.

Величина финансов террористических организаций по определению не поддается точной оценке. Встречающееся мнение, будто размеры экономики террора составляют до 1,5 трлн долларов США ежегодно, основано на оценке общемировой теневой экономики, которая лишь отчасти связана с терроризмом. Такие эксперты, как Лоретта Наполеони, исследовательница современной экономики террора, оценивает ее в 500 млрд долларов США, включая в нее все виды доходов террористических организаций, в том числе от легальных предприятий. Конечно, эту оценку надо воспринимать как весьма приблизительную.

Кроме того, необходимо четко различать формирование террористических активов и финансирование конкретных терактов.

Формирование активов террористических организаций осуществляется на стратегическом уровне, на котором могут быть задействованы крупные благотворительные фонды и могут перемещаться весьма значительные суммы денежных средств.

При финансировании отдельных террористических актов, осуществляемом на тактическом (оперативном) уровне, перемещаемые суммы сравнительно невелики. Бытует мнение, что серия терактов в США 11 сентября 2001 г. стоила организаторам всего от 300 до 500 тыс. долларов США.

В этой связи можно выделить несколько характеристик финансирования терроризма:

1. Взаимосвязь источников финансирования с доходами от легальной деятельности.

2. Использование доходов от различных видов преступной деятельности, характерных транснациональной организованной преступности.

3. Финансовая поддержка террористических организаций со стороны отдельных государств, имеющих высокий уровень риска их использования для целей финансирования терроризма.

4. Международный характер осуществляемых финансовых операций.

5. Значительная доля наличных операций при осуществлении финансирования, использование курьеров для перевозки наличных.

6. Использование в схемах финансирования благотворительных и иных некоммерческих организаций.

7. Использование неформальных систем типа Хавала.

8. Осуществление финансовых операций через подставных лиц и фиктивные организации.

9. Сочетание использования кредитных организаций, расположенных как в арабских странах, так и в мировых финансовых центрах.

С учетом данных характеристик виден глобальный характер этого негативного явления, требующего скоординированных действий мирового сообщества не только по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, но и пресечению потоков преступных денег. Немаловажными являются меры по выводу из тени неофициальной экономики как питательной среды для терроризма.

В этой связи логичным стало формирование институциональных основ и международной правовой базы в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Так, одной из таких мер стало создание в 1987 году на совещании глав государств и правительств «семерки» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с целью предотвращения использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания денег.

Именно учреждение этой организации и разрабатываемые ею международные рекомендации, а также Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года заложили основы глобальной системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В рекомендациях ФАТФ от 2003 года странам предписано создать подразделение финансовой разведки (ПФР), которое будет служить национальным центром для сбора, анализа и распространения сообщений о подозрительных сделках, касающихся отмывания денег и финансирования терроризма.

Такое же требование содержится в Палермской конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 2000 года и Меридской конвенции ООН против коррупции 2003 года. Особое место уделено финансовой разведке в Варшавской конвенции Совета Европы об отмывании денег, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 года.

После террористических актов в США в сентябре 2001 г. назрела необходимость комплексного подхода к решению проблем преступности и терроризма. Была подчеркнута тесная взаимосвязь между отмыванием денег и финансированием терроризма: средства, предназначенные для финансирования террористической деятельности, независимо от их происхождения, как правило, проходят стадию отмывания, чтобы замаскировать связь между их источником и конечным получателем.

Именно поэтому в 2001 и 2004 годах принимаются 9 специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма.

Нельзя в этой связи не упомянуть Группу подразделений финансовой разведки «Эгмонт» (по названию дворца Эгмонт-Аренберг, где проходило первое заседание), учрежденную в 1995 году в Брюсселе (Бельгия) в целях содействия информационному обмену и созданию новых финансовых разведок.

В 2004 году группа «Эгмонт» принимает новое определение ПФР, в компетенцию которого теперь относятся и вопросы борьбы с финансированием терроризма. Государства вносят необходимые изменения в свои базовые законы по противодействию отмыванию денег.

Таким образом, создается единый механизм противодействия финансированию терроризма как в рамках одной страны, так и в мировом масштабе, в котором активную роль играет финансовая разведка.

В чем же заключается работа финансовой разведки?

Работа ПФР основывается на регулярном получении и системном анализе значительных массивов сведений об операциях с денежными средствами и иным имуществом, поступающими от финансовых учреждений и иных лиц.

Следует отметить, что ранее выявление финансовых операций, связанных с финансированием терроризма, осуществлялось только правоохранительными органами в рамках оперативно-разыскной деятельности. Такое выявление носило достаточно сложный характер, обусловленный наличием или отсутствием оперативных позиций в финансовых институтах и преступных организациях.

Поступающий в ПФР поток сведений об операциях подразделяется на две составляющие: сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, т. е. определенных законом; и сообщения об операциях, которые представляются на основании правил внутреннего контроля и оценены в качестве подозрительных.

В части борьбы с финансированием терроризма к операциям, подлежащим обязательному контролю, относятся также те операции, где участниками фигурируют физическое лицо и организации, находящиеся в международном и национальном перечнях лиц, причастных к террористической деятельности.

При этом организация не только обязана сообщить о такой операции в финансовую разведку, но и обязана приостановить эту операцию. Финансовая разведка проводит дополнительную проверку и при наличии достаточных оснований направляет информацию в правоохранительные органы для принятия необходимых процессуальных решений.

Все поступающие сообщения попадают в единый банк данных. В целях их отбора для более детального анализа с помощью аналитических программ осуществляется их проверка по имеющимся в финансовой разведке базам данных.

Детальный анализ проводится как специальными программными продуктами, так и непосредственно аналитиком в целях проверки всех задействованных в операции физических и юридических лиц, их взаимосвязей, движения по их банковским счетам, информации об их хозяйственной деятельности, с использованием собственных учетов финансовой разведки.

При наличии достаточных оснований, т. е. совокупности подозрительных признаков, аналитический материал направляется в правоохранительный орган для дачи правовой оценки. Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется и в форме отработки их запросов.

При необходимости получения дополнительной информации осуществляется информационный обмен с зарубежными финансовыми разведками по собственной инициативе или по запросу. Финансовые разведки не только предоставляют информацию о подозрительных финансовых операциях, организационно-учредительских связях, противоправной деятельности, но и при должном обосновании могут приостановить финансовые операции субъекта.

На этом примере показана работа финансовой разведки административного типа, который получил наибольшее распространение на просторах СНГ. Вместе с тем эффективно функционируют ПФР, созданные при прокуратуре, правоохранительных органах.

Таким образом, можно выделить следующие направления работы ПФР в сфере противодействия финансированию терроризма:

1. Работа с перечнями организаций и физических лиц, причастных к финансированию террористической деятельности.

2. Анализ сообщений о финансовых операциях лиц, включенных в перечни, приостановление таких операций.

3. Содействие правоохранительным органам в расследовании преступлений в сфере террористической деятельности.

4. Информационный обмен с зарубежными финансовыми разведками.

5. Мониторинг финансовых потоков в целях выявления финансовых операций, связанных с финансированием террористической деятельности, последующая проверка информации совместно с правоохранительными органами.

Сегодня международными экспертами называются следующие основные современные тенденции финансирования терроризма:

1. Распространение сетевых организационных структур вместо иерархических.

2. Наличие значительных финансовых ресурсов у большинства террористических организаций.

3. Рост внутреннего финансирования и сокращение внешнего финансирования.

4. Диверсификация источников внутреннего финансирования.

5. Широкое использование «грязных» денег.

6. Широкое использование современных электронных систем переводов и альтернативных систем.

В этой связи требуется комплекс мер, учитывающих эти тенденции:

1. Необходимо совершенствование структуры международных списков в части их формирования, полноты установочных данных, использования для автоматизированного поиска программными средствами, разработка в этой связи доступной всем странам специализированной программы.

2. Обмен между странами своими национальными списками лиц, причастных к терроризму.

3. Взаимодействие между правоохранительными органами, а также финансовыми разведками в части обмена списками лиц и организаций, подозреваемых в терроризме, в целях постановки их на мониторинг-контроль.

4. Внедрение в странах механизма оперативного приостановления операций, связанных с террористической деятельностью, в том числе по запросу ПФР.

5. Принятие нормативных актов, направленных на сокращение доли наличных денег в обороте, а также на регламентацию использования современных электронных и альтернативных систем переводов в целях выявления реальных отправителей и получателей денег.

6. Контроль за миграционными потоками граждан и финансовыми потоками в целях выявления несоответствия финансового профиля организации ее уставным видам деятельности.

Безусловно, этот перечень мер может и должен быть дополнен иными важными мерами, направленными на выявление и перекрытие каналов финансирования терроризма.

При этом не стоит забывать, что терроризм в большинстве случаев носит международный характер и для противодействия этому негативному явлению требуется активное взаимодействие компетентных органов как на двусторонней основе, так и по линии международных организаций.

Последние новости

Все новости

Старая версия сайта (Архив)