Проблемы и перспективы сотрудничества правоохранительных органов государств – участников СНГ в сфере противодействия особо опасным проявлениям преступности (К. Лакбаев)

Проблемы и перспективы сотрудничества правоохранительных органов государств – участников СНГ в сфере противодействия особо опасным проявлениям преступности (К. Лакбаев)

К. Лакбаев Начальник Управления «А» МВД Республики Казахстан

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОСОБО ОПАСНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРЕСТУПНОСТИ

Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность организаторам данной конференции за создание очень эффективной диалоговой площадки по обсуждению наиболее актуальных проблем сотрудничества наших стран в сфере обеспечения региональной безопасности.

Тезисно обозначим наиболее приоритетные и проблемные направления, требующие решения совместными усилиями. Они знакомы всем присутствующим, но мы попытаемся взглянуть на них под несколько иным ракурсом.

Проблема № 1. Это экстремизм (прежде всего религиозный) и вытекающий из него терроризм.

Казахстан до недавнего времени оставался «островком» сравнительного благополучия на фоне постоянно растущего напряжения в ряде соседних стран.

Естественно, бесконечно это продолжаться не могло. В 2011–2012 годах мы получили серию террористических и экстремистских акций, которые удалось локализовать ценой больших усилий.

Проблема № 2. Организованная транснациональная преступность, которая очень бурно развивается с ростом всеобщей глобализации.

На наш взгляд, системная ошибка государственных структур, противодействующих организованной преступности, заключается в неадекватности современных представлений о ней. Десятилетиями в правоохранительных органах формировалось представление об организованном криминалитете как о строго иерархическом образовании, подчиняющемся единому координирующему центру.

Вместе с тем, и об этом давно говорят зарубежные криминологи, современная организованная преступность – это уже не иерархическая, а сетевая структура, объединяющая множество групп как с вертикальными, так и с горизонтальными линиями связи.

Наиболее яркий пример – террористическая организация «Аль-Каида», которая после нейтрализации руководящего звена не перестает существовать, так как имеет множество сетевых звеньев.

Еще один, более близкий для нас пример – сообщество так называемых «воров в законе», которые от ранее иерархической структуры в последнее время переходят к сетевой с множеством руководящих центров.

Особую тревогу вызывает такое крайне опасное явление, как «сращивание» экстремизма (особенного религиозного) с организованным криминалитетом. Уже можно говорить о возникновении в Казахстане своеобразного модного «тренда», когда бандиты примеряют на себя обличье добропорядочного верующего и тем самым вовлекают в свои ряды новых приверженцев, уже под другой идеологией.

Проблема № 3. Это наркобизнес, который органически связан как с организованной преступностью, так и терроризмом. На наш взгляд, на геополитическом уровне они уже давно «сплавились» в одно очень динамичное, но, к сожалению, пока трудно поддающееся изучению социальное явление.

Эти наиболее актуальные вызовы и угрозы наглядно показали, что они очень динамичны и легко перестраиваются в условиях быстро меняющегося мира. В то же время правоохранительные органы и специальные службы часто проигрывают им в этой гонке. Почему?

Одним из ключевых аспектов здесь является фрагментарность знаний многих сотрудников в одной стране о реальном механизме функционирования транснациональных криминальных организаций, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких государств.

Соответственно, такая фрагментарность препятствует эффективному противодействию таким проявлениям.

Между тем после принятия в Казахстане в 2011 году комплекса уголовных норм против транснациональной организованной преступности возбужден ряд дел, где заочные обвинения предъявляются российским криминальным «авторитетам».

Однако мы сталкиваемся с недостаточной изученностью организованных ими преступных схем и непроработанностью тактики привлечения их к ответственности.

В этих условиях обретает актуальность вопрос о создании или совершенствовании межгосударственной системы подготовки сотрудников соответствующих правоохранительных органов и специальных служб по ряду вышеуказанных направлений, которые являются очень актуальными, во всяком случае для казахстанской стороны.

При этом во главу угла необходимо ставить методику, адекватную той, что применяют противники.

Судите сами. Главная сила религиозных фанатиков-экстремистов – в психологической обработке своих приверженцев до высшей степени фанатизма. Государство пытается бороться с ними силой и уголовным наказанием, что редко дает адекватный результат.

Значит, надо «лечить подобное подобным», т.е. в основу деятельности (прежде всего оперативно-разыскной и разведывательной) следует укладывать специальные психологические методики. Но они, во всяком случае в Казахстане, находятся в начальной стадии развития. Возможно, нам бы сильно пригодился опыт стран, имеющих обширный боевой опыт (как России, так и южных соседей). Думаю, кому-то будут интересны и наши наработки.

Аналогичным образом ведется борьба с организованной преступностью. Государство и общество пытаются противопоставить ей жестко иерархизированные и громоздкие правоохранительные структуры, что обречено на неудачу. Против сетевых структур организованной преступности будут адекватны сетевые структуры в виде специальных  полицейских разведывательных подразделений, широко распространенные в западных странах.

Вместе с тем, исходя из нашего опыта, система специальной подготовки для полицейской разведки также находится в стадии становления. Каждый орган и служба готовят сотрудников в соответствии с собственными представлениями.

Между тем, как вам, вероятно, известно, в мире уже давно и успешно функционируют Международная и Европейская рабочие группы по секретным полицейским операциям. У них отлажена система обучения и подготовки к таким операциям, что дает возможность достаточно оперативно отслеживать обстановку в международных преступных синдикатах.

У нас подобных интеграционных объединений в правоохранительной сфере, насколько нам известно, пока нет. По линии противодействия наркобизнесу такие функции имеются у Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ (КСОПН), который создан в июне 2005 года.

Кроме того, в 2010 году была интересная идея ФСКН России по созданию аналога вышеуказанных международных структур – Азиатской рабочей группы, куда планировалось пригласить ряд государств – участников СНГ, через которые пролегают маршруты транспортировки «тяжелых» наркотиков, в основном афганского героина.

К сожалению, о судьбе этой идеи нам сейчас ничего не известно.

Между тем, если рассматривать ее с точки зрения наших общих геополитических интересов, то перспективы такой организации весьма многообещающие. С ее помощью можно создать действенную глубоко эшелонированную оборону против транснациональной преступности как в сфере наркобизнеса, так и на других актуальных для всех нас направлениях – терроризм, контрабанда оружия, похищенного автотранспорта, торговля людьми и т. д.

Информация, которую можно получать в ходе такой широкой деятельности, позволит лучше прогнозировать перспективы развития транснациональной преступности и ее воздействие на социально-экономическую, военно-политическую обстановку в регионе и предпринимать меры по ее своевременной стабилизации.

Создание такого интеграционного объединения даст мультипликативный эффект для развития аналитических методов оценки получаемой информации. Здесь на первый план опять выходит специальная подготовка сотрудников-аналитиков, которая, как нам кажется, будет интересна для всех сторон.

Все эти актуальные вопросы невозможно решить без основательной научной базы. Научное изучение, например, темы религиозного экстремизма ведется в разных странах изолированно друг от друга. Между тем нам было бы интересно узнать об особенностях этой проблемы в других регионах СНГ, чтобы завтра быть готовыми к проявлению ее у нас. Думаю, какая-то наша специфика ситуации также будет интересна коллегам.

Аналогичные далеко идущие перспективы сулит совместное научное изучение феноменов транснациональной организованной преступности и наркобизнеса.

Таким образом, подытоживая возможные новые проекты совершенствования сотрудничества наших государств в противодействии современным вызовам и угрозам, предлагается:

1. Проработать, в т. ч. в рамках существующих интеграционных объединений (БКБОП, АТЦ и т. д.), вопрос создания систем специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов и специальных служб по следующим направлениям:

психологическое обеспечение их деятельности;

обмен опытом практической работы;

исследование процессов развития особо опасных видов преступности;

выработка методик аналитического прогнозирования с использованием последних достижений информационных технологий.

2. Инициировать специальную научную программу по стратегическому изучению и анализу перспектив развития транснациональной организованной преступности и неразрывно связанных с ней наркобизнеса, экстремизма и терроризма.

С этой целью целесообразно проработать вопрос о создании экспертной группы из компетентных специалистов правоохранительных органов и специальных служб государств – участников СНГ, в функции которой будет входить разработка методик противодействия особо опасным проявлениям преступности для БКБОП, АТЦ и т. д., а также для конкретных государств.

Апробацию этих методик можно внедрять в систему специальной подготовки в ведомственных вузах, на регулярно проводимых конференциях, семинарах и встречах экспертов.

3. Рассмотреть вопрос создания межгосударственного интеграционного объединения в сфере полицейской разведки (по аналогии с Международной и Европейской рабочими группами по секретным полицейским операциям) с использованием потенциала соответствующих правоохранительных органов и специальных служб государств – участников СНГ, в т. ч. по линии подготовки кадров и прогнозирования возникновения новых вызовов и угроз региональной безопасности (за основу можно взять идею ФСКН России в 2010 году по созданию Азиатской рабочей группы из стран СНГ).

 

Последние новости

Все новости

Старая версия сайта (Архив)