ЕАЭС может стать одним из ключевых игроков на мировом рынке продовольствия


7 июл 2022
Источник: sb.by

А есть ли предпосылки для мирового голода, о котором сегодня очень много говорят? С одной стороны, цены на продовольствие динамично растут. И у некоторых государств уже элементарно не хватает денег, чтобы приобрести продукты питания в достаточном количестве. С другой стороны, по объемам производства прошлый год был даже лучше доковидного 2019-го и более успешный, чем пандемийный 2020-й. Собственно говоря, проблемы в мировом рационе возникают не из-за отсутствия физических объемов продовольствия, а в результате трансформации международного рынка, который постепенно преобразуется из глобального в макрорегиональный. О современных тенденциях в сфере сельского хозяйства и производства продуктов питания «Р» поговорила с заведующей кафедрой Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского государственного аграрного технического университета Натальей Киреенко.

Продовольственная карта

— Тренд последних лет на глобальном рынке продовольствия — формирование мегарынков. Их объединяет не только географическое положение, но и наличие в той или иной степени наднациональной регуляторики, закрепленной в двусторонних и многосторонних договорах. Эта тенденция влияет на мировой рынок продовольствия и, соответственно, на его устойчивость. 

ЕС и Северная Америка — два мегарынка, которые напрямую не связаны. Но их объединяет высокий уровень технологий как в растениеводстве, так и животноводстве. Традиционно Европа себя позиционирует как открытый рынок. Но жесткая система регулирования выстраивает достаточно надежные барьеры для проникновения импортеров в ЕС. В определенной степени Евросоюз является ориентиром: многие государства в той или иной степени гармонизируют свои стандарты с европейскими. Поэтому считается, что если продукция попала на рынок ЕС, то для нее открыт почти весь остальной мир. В целом европейцы способны полностью обеспечить себя продуктами питания и являются значимыми экспортерами. Даже когда союз расширялся, то новые страны рассматривались «старыми» членами в качестве не производителей, а потребителей сельскохозяйственной продукции. Одним из отличий ЕС является наличие общей аграрной политики. Производители получают поддержку как из европейского, так и национальных бюджетов. 

В Южной Америке выделяются два крупных игрока — Бразилия и Аргентина. Эти государства входят в Кернскую группу (объединяет 20 государств для развития свободной торговли сельскохозяйственной продукцией), являются активными переговорщиками при вступлении новых стран в ВТО в части государственной поддержки в них сельского хозяйства. В Южной Америке действует организация ­МЕРКОСУР — политическое и экономическое объединение Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая и Венесуэлы. К тому же оно предполагает и свободное таможенное пространство. Но доля экспорта этих государств в рамках ­МЕРКОСУР составляет только 15 процентов: акцент сделан на трансграничную торговлю продовольствием. 

В Восточной Азии ключевые производители — Китай и Вьетнам. Свою аграрную экономику они строят на максимизации эффективности использования внутренних ресурсов. Для них в приоритете развитие технологий и инновации. Эти государства производят достаточно большие объемы сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, но густонаселенность делает их также крупными импортерами. Вьетнам — первое государство, которое подписало соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС в 2016 году. Это как облегчает поставки нашей пищевой продукции, так и позволяет обеспечивать страны ЕАЭС рисом (Вьетнам — один из ведущих производителей этой культуры). В Южной Азии лидерами являются Пакистан и Индия. В этих странах в сельском хозяйстве занят достаточно большой процент трудоспособного населения. Акцент сделан на обеспечении продовольственной безопасности. Индия в последние годы особенно активно развивает молочное животноводство. Страна уже производит свыше 100 миллионов тонн молока, из которых потребляет только около 70 процентов. Остальное экспортирует. 

Австралия, Новая Зеландия и Океания удалены от основных продовольственных рынков, что несколько сдерживает их торговлю. Тем не менее крупные корпорации Новой Зеландии являются достаточно важными игроками на молочном рынке, могут на него влиять. Между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о беспошлинной торговле. И между собой эти два государства активно сотрудничают в сфере сельского хозяйства и производства продуктов питания. 

Ближний Восток оказывает влияние на рынок продовольствия исключительно через спрос. В этом регионе практически нет пригодных для сельского хозяйства земель. Многие страны на 80—90 процентов зависят от импорта. Большие запасы полезных ископаемых и высокий уровень ВВП на душу населения позволяют за счет внешних поставок удовлетворять этот спрос. 

Самый проблемный регион — Африка. Только немногие страны развиваются более-менее самостоятельно и полноценно. Многие государства нуждаются во внешней помощи, расплачиваясь за нее своими природными ресурсами и дешевой рабочей силой. Между тем на Африканском континенте есть резерв сельскохозяйственных угодий, а население растет. Поэтому этот континент все мировые экономические центры рассматривают как одну из точек роста.

Шанс на ведущую роль

ЕАЭС обладает большим потенциалом для усиления своих позиций на международном продовольственном рынке. Россия и Казахстан являются крупными игроками на рынке зерновых. К тому же эти страны обладают большими запасами сельскохозяйственных угодий, поэтому могут наращивать объемы производства за счет как интенсивных, так и экстенсивных подходов. Также для усиления своих позиций необходимо развивать логистику. Ряд производителей, особенно в Казахстане, находятся достаточно далеко от морских коммуникаций, что сдерживает их экспортный потенциал. Беларусь выступает серьезным производителем молочной продукции. В этой области в республике наработаны значительные компетенции, которые могут масштабироваться в рамках ЕАЭС. Прежде всего в регионах со схожими климатическими условиями. 

Слабое место нашего мегарынка — отсутствие (например, по подобию ЕС) единой продовольственной политики. Об этом говорил Александр Лукашенко на заседании ОДКБ: мы не в полной степени используем возможности Евразийского экономического союза. Фактически каждое государство проводит свою политику в области развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. На межгосударственном уровне существует сотрудничество, но оно касается только общих подходов. В частности, в сентябре прошлого года были утверждены общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности в Евразийском экономическом союзе. Принятый документ закрепил намерения государств-членов обеспечивать продовольственную безопасность в ЕАЭС за счет собственного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, реализации потенциала взаимной торговли, снижения зависимости от импорта материально-технических ресурсов из третьих стран для агропромышленного комплекса. ЕЭК будет проводить мониторинг продовольственной безопасности в рамках союза. Есть перечень мероприятий, который предполагается проводить совместно. Но глубокой интеграции в сфере сельского хозяйства и продовольствия пока не произошло. По большому счету этот вопрос не отражен и в договоре ЕАЭС. Но вызовы и угрозы, с которыми пришлось столкнуться в 2020—2022 годах, четко демонстрируют: ряд проблем необходимо решать совместно, с глубокой координацией. Ни одно государство — член ЕАЭС не способно в одиночку полноценно создать независимую базу в сфере семеноводства, племенного животноводства, разработки сельскохозяйственных технологий и производства оборудования. Также логично выступать на внешнем рынке единым фронтом, чтобы стать более значимым игроком.

Экспорт продовольственного интеллекта

В Беларуси нет большого резерва посевных мощностей. Несомненно, есть серьезный резерв для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания за счет использования технологий. Разрыв по средней урожайности между передовыми хозяйствами и отстающими огромный. Почти в два раза. К сожалению, не во всех сельскохозяйственных организациях соблюдают регламенты. Соответственно, и результат получается далеко не удовлетворительный. 

По большому счету сегодня Беларусь может использовать и экспортный потенциал не только по поставкам продуктов питания, но и выступать как аграрная корпорация. В этом разрезе было бы интересно посмотреть на опыт крупных европейских и американских корпораций. Они предоставляют фермерам и небольшим хозяйствам технику, семена, технологии, обязывают их соблюдать регламенты, а урожай (весь или часть) приобретают по фиксированным ценам. Фактически небольшие хозяйства работают на условиях процессинга. 

Аналогичным образом наша страна, учитывая объективный дефицит пахотных земель, может активизировать свой экспортный потенциал. Как в ЕАЭС, так и на дальней дуге. В той же Африке. Тем более что с рядом государств на этом континенте у нас сложились прекрасные отношения на высоком политическом уровне. 

Сегодня Беларусь способна, по сути, предлагать решения в области сельского хозяйства. У нас есть полноценное сельскохозяйственное машиностроение, полный комплекс удобрений, средств защиты растений. Создана собственная семеноводческая база, разработаны технологии и регламенты, развивается наука по различным направлениям. Накоплены компетенции в области переработки, наши крупные предприятия-флагманы освоили рынки сбыта в широком географическом диапазоне. Поэтому страна способна поставлять фермы под ключ. А также экспортировать технологии. Кстати, наш опыт очень востребован у партнеров по ЕАЭС. К нам активно едут учиться из Казахстана и России. В этих странах активно развивают сельское хозяйство, но столкнулись с дефицитом кадров, из которого проистекает проблема создания и развития эффективной технологической базы. Беларусь ее стала серьезно формировать одной из первых в СНГ. И сегодня наш интеллектуальный потенциал востребован. И несомненно, его можно использовать и для укрепления собственной продовольственной безопасности, и для повышения значимости сельскохозяйственной отрасли и смежных отраслей в макроэкономическом разрезе.

Аналитика и комментарии


Старая версия сайта (Архив)