В ходе телефонных переговоров 2 декабря президенты Беларуси и России уделили внимание сотрудничеству в науке и образовании. Воспитание молодежи – важный приоритет в условиях гибридной войны Запада против Союзного государства. Для защиты суверенитета Москве и Минску нужны общие усилия в этой сфере: общие образовательные программы, совместные филиалы вузов. Качественное обновление экономик двух стран также будет невозможно без участия молодежи. Как договорились главы государств, в течение года Беларусь и Россия проведут совместный конгресс молодых ученых. Перспективы сотрудничества Минска и Москвы в развитии науки и образования в интервью «Евразия.Эксперт» оценил депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси третьего и четвертого созыва Александр Шатько.
– Александр Викторович, 2 декабря президенты России и Беларуси обсудили развитие связей в научной и образовательной сфере. В частности, лидеры договорились в течение года на базе Академии наук организовать и провести Конгресс молодых ученых Беларуси и России. Почему данное направление важно развивать, в чем его актуальность в текущих реалиях?
– Мы много говорим об интеграции в образовании, о студенческой мобильности, но кое-что уже сделано. Надо двигаться дальше, потому что молодые ученые – это немного иной формат, более продвинутый. Почему важно его развивать? На сегодняшний день и Беларусь, и Россия находятся под давлением Запада, который пытается организовать нашу изоляцию. В этих условиях очень важны опыт, навыки и стремления, которые есть у молодых ученых для решения огромного количества вопросов, связанных с инновациями в науке и в производстве.
Существуют проблемы в практике, с определенного рода связями, доступом к определенным технологиям, которые уже наработаны и в России, в Беларуси. Чтобы не было глобального распыления идей, каких-то несостыковок, необходим такой форум. Он откроет возможность более близкого знакомства, сверки так называемых «дорожных карт» для ученых России и Беларуси. Это поможет в объединении усилий в работе над наиболее важными моментами, в том числе, для реализации проектов импортозамещения.
– По сообщению пресс-службы президента Беларуси, российско-белорусский форум молодых ученых будет организован в развитие недавней встречи Президента России с учеными в «Сириусе» и на базе наработанного в Беларуси опыта, в том числе проекта «100 идей для Беларуси». Насколько, на Ваш взгляд, востребован подобный обмен опытом?
– «100 идей для Беларуси» – это замечательный проект, который проводил Белорусский республиканский союз молодежи. Мы видим, что есть огромное количество молодых людей с великолепными идеями, предложениями, но, к большому сожалению, без финансовой поддержки. В итоге несколько победителей этого конкурса получили финансирование и продолжение своих идей в экономике, промышленности и других отраслях, в наукоемкой деятельности. Вопрос тут в другом: часть этих ребят уехали по «зеленым картам» в те же самые Соединенные Штаты, потому что импортные эмиссары очень внимательно следили за этими идеями и, конечно, ряд товарищей наших переманили к себе более высокими заработными платами, более высоким финансовым достатком.
Это касается в целом IT-сферы, промышленности, особенно разработки наукоемких вещей для тяжелой промышленности. Объединение усилий даст возможность найти не только финансирование для этих ребят, но и откроет им возможность продолжать развивать себя дальше. Этот совместный проект, в том числе и сотрудничество с «Сириусом», очень важен и для России, и для Беларуси.
– В чем заключаются особенности проекта «100 идей для Беларуси»? Возможно ли, на Ваш взгляд, проведение подобного проекта уже в масштабах Союзного государства?
– У каждой страны есть свои проекты: у Российской Федерации – «Сириус», в Беларуси – «100 идей». Совмещение этих проектов будет, если мы найдем совместное финансирование для наиболее перспективных идей, проектов, касающихся молодежи. Ее надо удержать здесь: она уезжает, поскольку хочет себя реализовать и, естественно, ищет пути воплощения своих идей. Такая совместная работа позволит не только удержать молодежь, но и развить эти идеи на более высоком уровне.
– Два ведущих национальных научных фонда – Российский научный фонд и Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований – уже подписали соглашение о сотрудничестве, благодаря которому регулярно будут поддерживаться наиболее значимые проекты молодых ученых России и Беларуси. Какие перспективы в этой связи открываются для научного сотрудничества в Союзном государстве?
– Это откроет реальную дорогу для развития и дальнейшего продолжения этих идей, для непосредственно материального их приложения. Они должны перерасти из проектов в конкретные дела, а для этого необходимо задействовать мощь и Беларуси, и России как в промышленности, так и в науке. Также важно предоставлять научную базу, лаборатории для дальнейшего развития научной мысли.
– За последние годы Россия увеличила квоты для белорусской молодежи на обучение в 18 раз, а в 2023 г. для абитуриентов из Беларуси будет выделено уже 1300 квотных мест на обучение в российских вузах. О чем говорит подобная динамика, и какие еще направления образовательного сотрудничества требуют развития? Какие проекты востребованы в сфере академической мобильности?
– Действительно, увеличены квоты, больше стало свобод, в том числе и для поступления студентов в российские вузы. Были сложности и финансового порядка, и связанные с миграционным законодательством Российской Федерации. Сегодня они поступательно решаются. Мобильность даст возможность более плотного сотрудничества. Люди будут спокойно передвигаться в рамках нашего Союзного государства, не испытывая неудобств. Тенденция увеличения количества квот – очень важный момент, потому что очень много наших студентов, достаточно талантливых молодых людей, уезжали учиться в Польшу, Прибалтику. Им предлагали мировой формат образования, но потом их брали в кабалу. Там и 5 лет надо было отработать по месту, и мобильность там, конечно, достаточно жесткая, и условия также достаточно жесткие. Очень важно, что Российская Федерация увеличила квоты, ведь ее площадка все-таки более глобальная в плане научной базы, чем площадка Республики Беларусь.