Репетиция «Спартака» на сцене Михайловского. Премьер театра Иван Зайцев отрабатывает самые сложные элементы хореографии – прыжки. Тренировки каждый день по несколько часов.
«Возможно, это выглядит так очень, может быть, порхающе, может быть, как-то это все невесомо. Но на самом деле за этим стоит колоссальный труд и прыжок... Вот даже так, навскидку вспомнить в училище я даже помню момент, когда я почувствовал, поймал баллон, когда ты подпрыгиваешь и зависаешь, этот апломб», – рассказал премьер балета Михайловского театра Иван Зайцев.
Премьера балета Арама Хачатуряна состоялась в 1956-м. Сначала с хореографией Якобсона, а позже Григоровича, который обладал мощным прыжком. Он наделил спектакль сложной техникой, вращениями – настоящим вызовом человеческому телу.
Если вес артиста балета 65 килограммов, то его работа равна 650 джоулям. Мощность прыжка продолжительностью 0,2 секунды составляет 3250 Ватт – приблизительно пять лошадиных сил. Горизонтальная скорость составляет примерно восемь метров в секунду, а вертикальная – 4,6 метра в секунду.
Эталонным «Спартаком» до сих пор считают Владимира Васильева, его называют «богом танца», а лучшим Крассом Мариса Лиепу. Эти артисты установили такую высокую планку, что сегодня элевация – сила и высота прыжка, а также баллон – способность фиксироваться в воздухе – главные показатели мастерства.
«Мы уже говорили про Владимира Васильева, и Руслан Мухаметов замечательный был артист. Николай Максимович Цискаридзе обладает таким мягким, очень пластичным прыжком, Иван Васильев. У нас, в Мариинском театре, наверное, Леонид Сарафанов, вот он тоже легкий, такой стремительный прыжок имел и очень сложную технику делал – подряд двойные туры», – рассказал старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Сергей Лалетин.
«Спартак» Арама Хачатуряна стал первым спектаклем, где мужчины-герои оказались важнее балерин.