Источник: mid.ru
Вопрос: В конце июня с.г. эксперты разработали проекты положения о статусе Наблюдателя и Партнера при СНГ и типовые меморандумы. Когда эти документы будут утверждены, какие страны могли бы претендовать на эти статусы?
Ответ: Идея учреждения в СНГ упомянутых статусов была выдвинута Президентом Казахстана К.-Ж.К.Токаевым на саммите Содружества в Астане 14 октября 2022 г. Россия всецело ее поддерживает. На протяжении четырех раундов переговоров наши эксперты принимали активное участие в разработке соответствующих документов. В конце июня действительно удалось выйти на предельно выверенный компромиссный текст, учитывающий, на наш взгляд, позиции всех вовлеченных в этот процесс стран Содружества.
Считаем, что реализация данной инициативы станет важным шагом в части международного позиционирования организации, укрепления ее связей с широким кругом дружественных стран и интеграционных объединений, заинтересованных в развитии сотрудничества с СНГ как по общим международным темам, так и по конкретным отраслевым направлениям.
На данный момент проект соответствующего решения Совета глав государств СНГ проходит согласование в странах Содружества. Россия уже завершила данную процедуру. Рассчитываем, что документ будет утвержден на предстоящем в Бишкеке 13 октября с.г. саммите СНГ.
Вопрос: Власти Молдавии с прошлого года заговорили о необходимости денонсации ряда соглашений в рамках СНГ. Сколько соглашений уже денонсировано Кишиневом и сколько продолжают действовать? Существуют ли риски выхода Молдавии из СНГ? Продолжает ли эта страна участвовать в работе организации? Сколько соглашений, принятых по линии СНГ, продолжает соблюдать Киев?
Ответ: После прихода к власти прозападных и русофобских сил два года назад начался процесс самоустранения Молдавии от участия в делах СНГ. За это время Кишинев не был представлен ни на одном заседании глав государств, правительств и министров иностранных дел и не присоединился ни к одному решению. Страна инициировала процедуру выхода из Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, не выплачивает долевой взнос в бюджет Содружества.
По данным Исполкома СНГ, сейчас в отношении Молдавии действуют порядка 280 международных договоров, подписанных в рамках Содружества, из которых Кишинев, кстати, извлекает существенную, прежде всего экономическую, выгоду. Однако молдавские власти уже начали денонсацию ряда соглашений, хотя массового характера этот процесс пока не носит.
В частности, получены уведомления о выходе страны из Соглашения об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ от 20 марта 1992 г., а также из документов, регулирующих деятельность Межгосударственной телерадиокомпании «Мир».
И это несмотря на то, что согласно последним опросам общественного мнения большинство граждан Молдавии выступает против разрыва отношений с СНГ. Тем не менее, как мы знаем, молдавские власти не склонны прислушиваться к мнению и руководствоваться интересами собственных избирателей. Возобладает ли здравый смысл – покажет время.
Что касается Украины, то часто можно услышать неверное утверждение, что она якобы вышла из СНГ. На самом деле Украина де-юре остается в составе организации. Хотя киевский режим фактически не участвует в работе Содружества и денонсировал порядка 80 соглашений в его рамках, в отношении Украины продолжают действовать более 150 международных договоров, подписанных по линии СНГ. В основном это документы торгово-экономического и гуманитарного характера.
Вопрос: Возможно ли вступление новых членов в ЕАЭС? Ведется ли какая-либо работа в этом направлении на постсоветском пространстве, в Азии, на Африканском континенте? Возможно ли повышение статуса государств-наблюдателей при ЕАЭС или появление новых стран-наблюдателей? Возможно ли заключение новых соглашений о зонах свободной торговли?
Ответ: Любое государство, разделяющее цели и принципы Евразийского экономического союза, как гласит статья 108 Договора о ЕАЭС, может вступить в это объединение на условиях, согласованных государствами-членами. В этой же статье подробно прописана сама процедура присоединения к Союзу.
При этом перед Евразийской экономической комиссией или государствами-членами никогда не стояла задача привлечения в ряды Союза как можно больше новых членов. В работе с заинтересованными в сотрудничестве с ЕАЭС странами и международными объединениями, круг которых год от года расширяется, мы в первую очередь сосредоточены на практических результатах нашего взаимодействия в сферах, представляющих взаимный интерес. В случае ЕАЭС – объединения сугубо экономической направленности – таковыми являются рост взаимной торговли, устранение препятствий на пути перемещения товаров, капиталов, услуг, трудовых ресурсов, укрепление социально-экономической стабильности в регионе.
География международных контактов ЕАЭС не ограничивается Евразией. К примеру, государством-наблюдателем при Союзе является Куба, в настоящее время динамично развивается диалог с рядом стран и интеграционных объединений Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Говоря о государствах-наблюдателях при ЕАЭС, хотелось бы отметить, что данный статус может рассматриваться в том числе в качестве первой ступени на пути к полноправному членству в объединении. На этапе «наблюдательства» страны имеют возможность знакомиться с работой Союза изнутри, получать информацию о ключевых направлениях его деятельности и механизмах принятия коллективных решений. Вместе с тем все преимущества единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы открываются для государств уже после вступления в ЕАЭС.
Как показывает практика, институт наблюдателя весьма востребован рядом стран. Наиболее ярким примером здесь является Узбекистан. С момента получения статуса наблюдателя в 2020 г. Республикой была проделана большая и кропотливая работа по налаживанию сотрудничества с ЕАЭС по всем ключевым направлениям. Более того, узбекистанские партнеры регулярно выступают с инициативами, которые предполагают более тесное взаимодействие с государствами-членами ЕАЭС.
Соглашения о зоне свободной торговли являются одной из наиболее продвинутых форм международного сотрудничества Союза с третьими странами и интеграционными объединениями.
При этом, действительно, в планах государств-членов ЕАЭС – расширение сети таких партнерств. В ближайшей перспективе ожидается подписание соглашения о свободной торговле с Ираном, ведутся соответствующие переговоры с Египтом, Индонезией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
Кроме того, на основе комплексной оценки экономических выгод и рисков Союзом планомерно осуществляется подбор новых «кандидатов», с которыми было бы целесообразно установить преференциальные режимы торговли. Соответствующие обращения от конструктивно настроенных стран поступают и напрямую в Евразийскую экономическую комиссию. Данные заявки также анализируются государствами-членами совместно с Комиссией.
Вопрос: Глава МИД России С.В.Лавров заявлял, что сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» существенно продвигается. Сохраняется ли эта тенденция? В чем заключается это сопряжение?
Ответ: Уделяем постоянное внимание поступательному развитию диалога между ЕАЭС и Китаем, в том числе с точки зрения сопряжения планов развития Союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь». По нашим оценкам, эта тенденция укрепляется.
Основой для взаимодействия «пятерки» с Пекином является Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем, вступившее в силу в 2019 г., в котором прописаны вопросы отраслевого сотрудничества, таможенного администрирования, конкуренции, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, охраны прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, госзакупок, меры по защите внутреннего рынка.
В целях реализации достигнутых договоренностей создана Совместная комиссия. В феврале с.г. «на полях» ее очередного заседания подписан План (Дорожная карта) по развитию торгово-экономического сотрудничества между Союзом и КНР. В этом документе уделено внимание таким сюжетам, как цифровизация транспортных коридоров, установление диалогов по внешнеторговой политике, а также проведение совместного научного исследования по изучению эффектов при различных сценариях торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР.
В ноябре 2020 г. вступило в силу еще одно соглашение – об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР.
Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день правовая база служит хорошей основой для тесного взаимовыгодного сотрудничества. При этом внутри Союза наблюдается единый настрой на продолжение взаимодействия с Китаем, нашим общим надежным торговым партнером. И, что важно, со стороны Пекина мы тоже видим аналогичный подход.
Вопрос: Каков Ваш прогноз по внутреннему товарообороту ЕАЭС на 2023 г.? Можно ли уже подвести итоги первого полугодия текущего года? Какая часть товарооборота оплачивается в национальных валютах, в том числе в российских рублях? Растет ли эта доля?
Ответ: Внутренний товарооборот стран ЕАЭС, безусловно, важный показатель. Его неуклонный рост на протяжении всего существования нашего объединения свидетельствует об эффективности принимаемых в рамках Союза решений. С 2015 по 2022 г. объемы взаимной торговли между странами «пятерки» увеличились почти в 2 раза, только в 2022 г. (по сравнению с 2021 г.) они выросли на 14%. При этом у нас есть основания полагать, что эта тенденция не прервется и в текущем году. По оценкам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в первом квартале 2023 г. внутренний товарооборот между государствами ЕАЭС вырос более чем на 20%.
Работа над переводом расчетов между членами ЕАЭС в национальные валюты ведется с момента создания Союза. В текущих реалиях наши партнеры все более отчетливо осознают очевидные риски, связанные с зависимостью от доллара и евро в торговых операциях. Стремимся нарастить долю использования национальных валют во взаиморасчетах до 85%, при этом по отдельным секторам услуг данный показатель достиг уже 89%.
Значительный импульс запущенному процессу призвана придать реализация прошлогоднего распоряжения Евразийского Межправительственного совета «О дальнейшей работе по расширению использования национальных валют государств-членов Евразийского экономического союза при осуществлении расчетов в рамках взаимной торговли». Мониторинг выполнения этой инициативы предусмотрен раз в полгода, что позволяет правительствам постоянно держать руку на пульсе.
Вопрос: Давят ли страны Запада на членов ЕАЭС, чтобы они уходили из Союза? Или на страны-кандидаты, чтобы они не вступали в объединение или сократили свое сотрудничество с ним? Сказываются ли антироссийские санкции, а также угрозы вторичных санкций на проектах ЕАЭС?
Ответ: На современном этапе международных отношений для некоторых стран стало нормой добиваться своих целей давлением и шантажом, даже если эти цели не имеют под собой легитимной основы. К сожалению, сегодня недружественными государствами предпринимаются попытки повлиять на позицию наших союзников по ЕАЭС, в том числе путем угроз применения вторичных санкций. При этом на Западе совершенно не заботятся о том, что такие меры приводят к различным по масштабу экономическим потерям для стран Союза и по своей сути подрывают стабильность экономик и благополучие граждан ЕАЭС.
Благодаря общим усилиям Союзу удается выдерживать беспрецедентное внешнее давление. В рамках нашего объединения была проделана серьезная работа, предприняты совместные меры, которые направлены на повышение устойчивости экономик государств-членов Союза, оказание поддержки предпринимателям и гражданам наших стран с использованием уже действующих механизмов и имеющихся инструментов (отсутствие таможенного контроля на внутренних границах, единое техническое регулирование, промкооперация и др.). Конкретный пример такой деятельности – принятие в марте 2022 г. и дальнейшая реализация Перечня мер по повышению устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, включая обеспечение макроэкономической стабильности. Перечень предусматривает реализацию комплекса мероприятий по четырем ключевым направлениям деятельности Союза в части таможенного, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, защитных мер; внутреннего рынка и кооперации; финансовых и валютных рынков; международного экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями.
Вопрос: Организацию Договора о коллективной безопасности часто критикуют за слабую эффективность в конфликтах, в которые вовлечены ее члены. В частности, официальный Ереван пеняет ОДКБ за то, что она не помогает в разрешении его пограничных конфликтов с Баку. Секретарь Совета Безопасности Армении А.Григорян заявлял, что членство Армении в ОДКБ создает для нее «определенные проблемы», а на вопрос, какую пользу приносит ОДКБ, отвечал, что «найти какой-либо пример содействия с 2020 г. сложно». Официальный представитель МИД России М.В.Захарова, в свою очередь, заявляла, что это Ереван не приглашает миссию ОДКБ, которая на самом деле готова выехать на границу Армении и Азербайджана. Чем миссия ОДКБ могла бы помочь в ситуации? Есть ли влияние Запада на отношения Еревана с ОДКБ? Есть ли риск выхода Армении из ОДКБ?
Ответ: ОДКБ – важный инструмент поддержания мира и региональной стабильности, что, в частности, нашло подтверждение в ходе январских событий 2022 г. в Казахстане, когда после официального обращения руководства страны была оперативно и успешно проведена миротворческая операция Организации. Но, как и любая другая международная организация, ОДКБ – это не «волшебная палочка», по мановению которой решаются любые проблемы. Нагорнокарабахский конфликт – один из наиболее сложных, он имеет глубокие исторические корни. Единственный путь к устойчивому урегулированию пролегает через последовательную нормализацию армяно-азербайджанских отношений на основе переговоров, взаимного уважения сторон, их готовности идти на компромиссы, принимать ответственные решения и выполнять их. В данном контексте не могу не отметить ту ключевую посредническую роль, которую играют в этом непростом процессе Россия и лично Президент В.В.Путин.
Государства, образующие ОДКБ, никогда не самоустранялись от усилий по содействию стабилизации ситуации в регионе и неоднократно подтверждали готовность выйти на конкретные решения, которые позволили бы с максимальной пользой для наших армянских друзей задействовать широкие возможности Организации. По-прежнему ожидаем позитивного отклика со стороны Еревана и готовы к возобновлению предметной работы над предложением о развертывании в приграничных районах Армении мониторинговой миссии ОДКБ, а также другими совместными мерами помощи нашему союзнику. Убеждены, что принятие соответствующих решений окажет позитивное влияние на общерегиональную ситуацию. Еще раз подчеркну: мы к такой конструктивной работе готовы.
Что касается Вашего вопроса о влиянии Запада на отношения Еревана с ОДКБ, то ни для кого не секрет, что недруги России, не гнушаясь ничем, взяли курс на оказание растущего политического и экономического давления на наших ближайших союзников, включая Армению. Основная цель – нанесение максимального ущерба Российской Федерации и ее позициям на Южном Кавказе. Ради достижения этой задачи они пытаются расшатать существующие механизмы региональной безопасности, в том числе опирающиеся на возможности ОДКБ. Надеемся, что в Ереване это хорошо понимают.
Вопрос: Может ли ОДКБ или Россия помочь в разрешении пограничных споров Киргизии и Таджикистана на фоне того, что обе Республики являются членами ОДКБ? Как, по Вашей оценке, на репутацию Организации влияют подобные конфликты между ее членами?
Ответ: В ОДКБ внимательно следят за динамикой развития киргизско-таджикских отношений, в том числе через призму их влияния на позиционирование нашей Организации и степень сплоченности рядов ее членов. Мы неоднократно и на различных уровнях выражали готовность содействовать сторонам, при их обоюдном согласии, в достижении долгосрочного взаимоприемлемого решения этого вопроса, в том числе используя богатый российский опыт пограничного размежевания с соседями.
В позитиве отмечаем начатую Бишкеком и Душанбе совместную работу по урегулированию обстановки на их границе. Уверены, что разрешение межгосударственных противоречий станет весомым фактором укрепления союзнического духа в нашей общей Организации. И Россия, и ОДКБ в целом готовы оказать нашим союзникам все необходимое содействие. Главное, чтобы была соответствующая политическая воля со стороны Киргизии и Таджикистана.
Вопрос: Возможно ли вступление в ОДКБ новых членов или возвращение Узбекистана, который ранее являлся членом Организации?
Ответ: Современный миропорядок стремительно меняется на наших глазах. Формируется система многополярного мироустройства, укрепляется тенденция к регионализации. Все это в полной мере относится и к постсоветскому пространству, где ОДКБ, уверены, будет оставаться важнейшим фактором стабильности и мирного развития.
Организация открыта для государств и международных организаций, готовых развивать с ней диалог, взаимодействие и сотрудничество на основе закрепленных в уставах ООН и ОДКБ целей и принципов. В этой связи замечу, что в 2022 г. были учреждены статусы Наблюдателя при ОДКБ и Партнера Организации. Они расширяют практические возможности для сотрудничества с заинтересованными сторонами.
Что касается конкретно Вашего вопроса про Узбекистан, то хотел бы уточнить, что в 2012 г. он приостановил свое членство в Организации. Это был его суверенный выбор, который мы уважаем. Мы, безусловно, приветствовали бы полноценное возвращение Ташкента в Организацию, которое, считаем, отвечало бы интересам самого Узбекистана и ОДКБ в целом. Но, в отличие от НАТО, у нас палочной дисциплины нет, свое мнение мы никому не навязываем. Это должен быть осознанный и добровольный шаг со стороны руководства страны и ее дружественного народа.