Интервью директора третьего департамента стран СНГ МИД РФ А.Стерника корреспонденту РИА «Новости»


8 ноя 2023
Источник: ria.ru

Россия принимает меры для того, чтобы обезопасить свои отношения со странами Центральной Азии от "шантажа и недобросовестной конкуренции" со стороны Запада, заявил директор третьего департамента стран СНГ МИД России Александр Стерник. В эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Александре Дибижевой он также рассказал о том, есть ли риски военного освоения Североатлантическим альянсом региона, а также о перспективах сотрудничества Москвы и Центральной Азии в области энергетики.

— За последнее время контакты стран Центральной Азии с Евросоюзом и США заметно усилились: прошел ряд совместных саммитов, встреч, обсуждается возможность создания нового формата ФРГ – Центральная Азия. Евросоюз инвестирует крупные суммы в регион. Что может Москва противопоставить такой политике и предложить региону? И насколько сближение стран Центральной Азии с западными государствами несет угрозу национальным интересам России?

Несмотря на геополитическую турбулентность, наши отношения с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном развиваются. Принципы союзничества и стратегического партнерства обеспечивают достаточный для этого запас прочности. Продолжается интенсивный политический диалог на всех уровнях. Россия – на лидирующих позициях во внешней торговле и инвестициях в центральноазиатские страны. У нас тесные научно-образовательные и культурно-гуманитарные связи. Общими усилиями развивается новый, шестисторонний, механизм сотрудничества. В октябре прошлого года в Астане прошел первый саммит "Россия – Центральная Азия", в июне текущего в этом же формате – встреча секретарей Советов Безопасности в Алма-Ате. Россия вносит весомый стабилизирующий вклад в региональную безопасность: имею в виду наши военные базы в Киргизии и Таджикистане, сотрудничество по линии оборонных и силовых ведомств.



При этом мы не наивны в отношении причин пристального внимания Запада и Ко к центральноазиатскому региону. Знаем, что и партнеры прекрасно понимают скрытую повестку и, что греха таить, корыстные мотивы наших геополитических соперников. Они ведь даже и не прячут фигу в кармане вторичных санкций, а открыто ею помахивают перед суверенными государствами из-за их абсолютно законных торгово-экономических, оборонных и военно-технических отношений с нашей страной.

— Насколько велики риски военного освоения стран Центральной Азии со стороны НАТО? На днях в Казахстане открылся конференц-зал в Центре миротворческих операций НАТО, эта новость вызвала большой ажиотаж. Обращалась ли Москва к Астане с просьбой прояснить ситуацию? И насколько велика вероятность, что НАТО помимо "заигрывания" с Арменией будет пытаться втянуть в свои ряды партнеров России из Центральной Азии?


После сдачи правительства Афганистана "на милость" движения талибов ("Талибан" находится под санкциями СБ ООН за террористическую деятельность – ред.) американцы (ты их в дверь, они – в окно) ищут подходы к соседним странам, чтобы закрепить там свое военное и разведывательное присутствие. История, правда, учит, что ни к чему хорошему это привести не может. В разы повысятся риски со стороны радикально-экстремистских и террористических организаций. Они, как мухи на мед, слетятся на такие объекты, появись они в регионе.

Что касается открытия конференц-зала за счет средств США, то речь идет о Центре миротворческих операций министерства обороны Республики Казахстан. В нем с 2006 года ведется обучение военного, полицейского и гражданского персонала по стандартам НАТО, которые соответствуют критериям подготовки контингентов к участию в операциях по поддержанию мира ООН. Следовательно, говорить об открытии в Казахстане "центра НАТО" некорректно. Вместе с тем, очевидно, что американская сторона подобными акциями пытается разрекламировать себя в интересах расширения своего влияния в Казахстане на программы подготовки миротворцев, а, следовательно, и военного персонала в целом.

О присутствии американских военных специалистов и их инфраструктуры на территории Казахстана речи, как мы понимаем, не идет. Тем более, что все страны-члены ОДКБ придерживаются обязательства не допускать размещения военных контингентов третьих стран без согласования со своими союзниками.

— Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что Астана будет следовать мерам против Российской Федерации в области обхода санкций. Обсуждала ли Москва с казахстанскими властями их позицию? Не беспокоится ли Россия, что страны региона, опасаясь вторичных санкций со стороны Запада, могут начать сворачивать сотрудничество в ряде областей и сокращать объемы экспорта в нашу страну?

Западные санкции не принесли желаемого результата – наша экономика адаптируется "на марше", показывает рост. Это подтверждают независимые аналитики Всемирного Банка, МВФ и других. Разумеется, без санкций всем было бы легче. Ведь односторонние рестрикции можно применять лишь с помощью угроз и запугивания, за ними нет законной международной силы, резолюций Совета Безопасности ООН. Они лишь отравляют атмосферу доверия буквально по всему миру, дестабилизируют рынки, особенно энергоносителей и продовольственный. От этого страдают очень многие, включая и страны ЕС. Тот же президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Совета глав государств-участников СНГ в Бишкеке в октябре этого года, заявил, что его страна в принципиальном плане выступает против применения экономических санкций, которые самым губительным образом оказывают негативное влияние на глобальную торговлю и благополучие государств.

Апологеты санкций стараются кнутом и пряником склонить на свою сторону наших близких партнеров, обещают им какие-то "компенсации ущерба". Именно с такой целью они разъезжают по столицам региона. Мы учитываем все эти факторы риска, принимаем меры к тому, чтобы обезопасить наши, хочу подчеркнуть, абсолютно законные отношения от наглого шантажа и недобросовестной конкуренции.

— Президент Российской Федерации Владимир Путин ранее заявил о том, что Москва думает над тем, как расширять объемы поставок энергоресурсов в страны Азии. Идет ли сейчас речь о строительстве новых маршрутов? Или будет модернизация уже существующих?

В ходе выступления на пленарной сессии Российской энергетической недели-2023 президент России Владимир Путин четко сказал, что новая география экспорта – это один из элементов трансформации российского ТЭК. Переориентация наших поставок стала следствием долгосрочных рыночных тенденций. Введенные санкции, а также курс ЕС на отказ от российских энергоносителей, лишь ускорили этот процесс. В короткие сроки нам удалось успешно перенаправить экспорт углеводородов на другие перспективные рынки.
Что касается модернизации, то она уже идет: по просьбе партнеров советская система газопроводов Средняя Азия – Центр нашими общими усилиями получила вторую жизнь с запуском реверсной перекачки газа через территорию Казахстана в Узбекистан. Их растущие экономики нуждаются в дополнительных энергоресурсах. В ходе модернизации этой системы применены передовые российские технологии.

В настоящее время "Газпромом" прорабатываются новые возможные маршруты и параметры подачи газа.

— Несмотря на озвученную ранее инициативу о создании "тройственного газового союза", Казахстан и Узбекистан говорят о том, что сотрудничество ведется в двустороннем формате. Москва направляла официальные предложения о трехстороннем партнерстве? Проявляли ли интерес к сотрудничеству в таком формате другие страны региона?

В январе 2023 году "Газпром" и министерство энергетики Узбекистана подписали дорожную карту по сотрудничеству в газовой отрасли. В июне был заключен контракт на экспорт в Узбекистан российского газа и договор на его транспортировку по казахстанской территории. Проведен комплекс восстановительных работ. В итоге подготовлен 1760-километровый участок магистрального газопровода.

7 октября 2023 года в присутствии лидеров России, Узбекистана и Казахстана дан старт поставкам газа в эти две центральноазиатские страны. Проект носит коммерчески-взаимовыгодный характер. Он обеспечивает надежность газоснабжения, а значит, укрепляет энергетическую безопасность его бенефициаров.

— Обращался ли Туркменистан к России в связи с обеспокоенностью Ашхабада тем, что создание так называемого тройственного газового союза между Российской Федерацией, Узбекистаном и Казахстаном затрагивает интересы других государств?

Россию и Туркменистан связывают узы дружбы, поэтому у нас не может быть недосказанности в отношениях. Мы поддерживаем регулярный диалог, в том числе по вопросам топливно-энергетической сферы. Уверен, сотрудничество между нами будет и далее служить образцом конструктивного и выгодного стратегического партнерства в энергетике.

— Как сообщалось, Россия и Киргизия планируют построить атомную станцию малой мощности на территории республики. На каком этапе сейчас консультации по этой теме? Может ли быть подписано соответствующее соглашение в ближайший год?

В 2022 году был подписан меморандум о сотрудничестве госкорпорации "Росатом" и министерства энергетики Киргизии по сооружению атомной станции малой мощности. Подготовлено обоснование проекта. Оно направлено киргизской стороне. В настоящее время ведется работа по оценке ключевых аспектов проекта и технических параметров с особым вниманием к его общественной приемлемости.

— Планирует ли Россия инвестировать в строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане, учитывая, что страна уже долгое время ищет внешнюю помощь для этого проекта?

Насколько мне известно, вопрос российского инвестиционного участия в Рогунской ГЭС в конкретной плоскости не стоит. При этом АО "Гидропроект" уже много лет осуществляет на площадке авторский надзор, внося вклад в техническую сторону столь масштабного объекта.


Аналитика и комментарии


Старая версия сайта (Архив)