Источник: infoshos.ru
5 декабря 2023 г. в Москве состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств. Глава российского МИДа Сергей Лавров накануне переговоров «пятерки» подчеркнул: "Сегодняшняя встреча имеет особенный характер, мы, по сути, запускаем новый министерский диалог, который будет действовать в рамках мандата, согласованного на саммите 2022 года в Ашхабаде". Планируется на подобных встречах рассмотрение вопросов развития пятистороннего сотрудничества и совершенствования его форматов, а также выработка согласованных мер по реализации решений саммитов, подготовку их повесток дня и итоговых документов.
В качестве очередного шага на пути к развитию региональной интеграции на Каспии Россия предлагает создать механизм ежегодных встреч на правительственном уровне по торгово-экономическому сотрудничеству. В Москве также считают, что было бы оправданным в перспективе создать Организацию каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) и Парламентскую ассамблею региона (ПАКЭС). Последняя могла бы организовать работу по сближению законодательств прикаспийских государств в торгово-экономической и других сферах. В стадии изучения сторон находятся перспективы учреждения Каспийской межгосударственной нефтяной компании, Каспийского межгосударственного банка экономического сотрудничества, Каспийского банка развития, Центра каспийских экономических и политических исследований, Центра исследований в сфере биоресурсов Каспийского моря. На текущем этапе оптимальным способом повышения уровня региональной интеграции МИД РФ видит создание гибкого пятистороннего форума – Каспийского совета, который функционировал бы без секретариата и иных бюрократических надстроек.
Не менее важной представляется координация усилий заинтересованных ведомств каждой из стран в вопросах региональной безопасности (борьба с терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией, контрабандой, браконьерством и иными проявлениями организованной преступности), а также в сфере совместной охраны окружающей среды и биоресурсов Каспия.
Особую актуальность тема интеграции каспийских государств приобретает в условиях ужесточения санкционного режима Вашингтона и его западных союзников по отношению к России и Ирану. Каспий уже сейчас превращается в один из альтернативных стратегических маршрутов торговли в направлениях восток – запад и север – юг. Регион становится важным звеном в возрождающемся Китаем Древнем шелковом пути, воротами стран Центральной и Южной Азии в Европу. Важны также проект транспортного коридора из индийского порта Мумбаи в иранский порт Чабахар, далее через Армению и Грузию в Турцию и страны Европы, возобновление железнодорожного сообщения из России по берегу Каспия в Иран и далее к побережью Персидского залива (Дербент – Баку – Астара – Решт и далее).
Пятисторонний формат сотрудничества сложился естественно в силу насущных потребностей прикаспийских государств в обеспечении совместного управления уникальным каспийским водоемом. Как известно, Каспийский регион объединяет пять стран с населением более 270 млн человек - Азербайджан, Иран, Казахстан, Российскую Федерацию и Туркменистан. На них приходится 12,6% мирового экспорта энергоресурсов и 7% мирового экспорта вообще, в прикаспийских странах выращивается 7% зерна, добывается 5% черных металлов, хорошо развит нефтегазовый сектор, растет добыча на шельфе. Каспий - потенциально крайне мощный регион и один из наиболее динамично развивающихся в мире.
Многие годы интеграции стран региона препятствовал неурегулированный правовой статус Каспия, но принятая в 2018 г. на саммите в Актау (Казахстан) Конвенция о правовом статусе Каспийского моря стала своего рода «конституцией» для региона. В основе этого документа – зафиксированное согласие сторон, что только они обладают суверенными правами в отношении моря и его ресурсов, несут ответственность перед нынешним и будущими поколениями за сохранение водоема и устойчивое развитие региона, а также обладают исключительной компетенцией в решении вопросов, касающихся Каспийского моря.
Особое значение имеют обязательства сторон не допускать присутствия на Каспийском море вооруженных сил третьих стран, не наносить ущерб безопасности друг друга, соблюдать меры доверия в военной области. При этом партнеры не собираются отгораживаться от остального мира, но их взаимодействие с внерегиональными игроками возможно лишь по общему согласию «пятерки» и в интересах решения насущных проблем Каспия, например проблемы утилизации пластиковых отходов.
В Конвенции Каспий определен не как море, либо озеро, а как “внутренний водоём”. Это означает, что Конвенция ООН по морскому праву не может быть применена по отношению к Каспийскому морю. Кроме того, море нельзя равно поделить между пятью государствами как озеро. Участники отклонили идею равномерного разделения, которое означало бы определение границ по принципу срединной линии Каспия. Вместо этого морское дно и поверхность поделили разными способами. Дно Каспия разделили на территориальные зоны, в то время как морская поверхность считается международными водами.
На шестом каспийском саммите в Ашхабаде в июне 2022 г. участники форума акцентировали внимание на приоритетах регионального сотрудничества, включая реализацию транспортного, логистического, энергетического, ресурсного потенциала Каспия, обеспечение экологической безопасности, взаимодействие в сфере туризма и культуры. Предметно обсуждались перспективы промышленной кооперации, проектной деятельности в сфере высоких технологий. Был выдвинут ряд весьма конструктивных инициатив, в частности, предложение президента Казахстана Токаева создать каспийский продовольственный «хаб» с целью повышения уровня продовольственной безопасности и идея президента Туркменистана Бердымухамедова сформировать Совет делового сотрудничества.
Разумеется, пока решены далеко не все проблемы, стоящие перед каспийской «пятеркой». Остаются вопросы, требующие дополнительных политических и дипломатических усилий. Например, согласование проекта Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море, принятие которого позволит завершить процесс делимитации водных пространств. Не урегулирован вопрос об экологической безопасности проекта строительства газопровода по дну Каспия: Туркменбаши – Баку.
По итогам министерской встречи в Москве Сергей Лавров заявил: «Каспийская тематика носит для всех нас приоритетный характер, она регулярно обсуждается президентами и главами правительств каспийской пятерки. Хотел бы отметить огромный потенциал развития нашего региона в торгово-экономической, экологической, научной гуманитарной, транспортной, транзитной сферах… Углубление сотрудничества прикаспийских государств отвечает концепции многополярного мироустройства, укрепления позиций новых центров мирового развития. Совместная работа стран Каспия вносит заметный вклад в обеспечение безопасности, стабильности и устойчивого развития на пространстве Евразии».