Источник: eurasia.expert
14 мая Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) отмечает 20-летний юбилей. Ее создание стало фундаментом современной архитектуры безопасности на евразийском пространстве. Регион давно является объектом гибридных войн, направленных на изоляцию России и дестабилизацию окружающего ее пространства. Однако организация успела показать, что способна справляться с подобными угрозами. В 2024 г. в ОДКБ председательствует Казахстан, сменивший на этом посту Беларусь. Приоритеты Астаны в развитии организации и задачи, которые стоят перед ней в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал полковник запаса, старший научный сотрудник института философии НАН Беларуси Александр Тиханский.
– Александр Иванович, в мае 1992 г. был подписан Договор о коллективной безопасности, на основе которого в 2002 г. создана ОДКБ. Какие ключевые задачи Организация решает сегодня?
– Сама по себе Организация Договора коллективной безопасности сформировалась под влиянием очень тесного взаимодействия России и Беларуси. Союзное государство стало своеобразным локомотивом, который провел работу по сплочению стран-членов ОДКБ. Военное, оборонное сотрудничество Беларуси и России тоже послужило одним из важнейших факторов формирования военно-политического альянса в Евразийском регионе.
Кстати, это единственная организация на территории Евразии, которая выполняет функции оборонного значения в плане противодействия и терроризму, и наркотрафику, и посягательствам на сохранность границ. Естественно, на сегодняшний день мы можем говорить о некоторых приоритетах, которые используются в работе самой ОДКБ.
Таким приоритетом является повышение сплоченности членов стран ОДКБ. Здесь мы вспоминаем, как в январе 2022 г. была оказана помощь Казахстану в стабилизации внутриполитической ситуации. В последнее время мы можем говорить также о снижении напряженности в пограничном конфликте двух членов ОДКБ – это Киргизия и Таджикистан. Но в то же время обращает на себя внимание и последняя тенденция довольно негативного характера, связанная с позицией Армении. Ее позиция, конечно, внушает беспокойство.
Не столько сама по себе организация что-то сильно теряет – как таковой военной силой Армения не обладает. Вот только расположение российских военных баз на ее территории, охрана границ Армении российскими пограничниками решают в первую очередь для нее вопрос собственной военной безопасности. Однако мы наблюдаем явно прозападный курс и попытку разрушить все взаимоотношения со странами ОДКБ, в том числе и на такой площадке, как Евразия.
Важно еще учитывать усиление роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений. Мы на протяжении уже нескольких десятилетий видим попытки Запада замолчать само существование ОДКБ. Попытки ОДКБ наладить какое-то взаимодействие или даже простую координационную связь с НАТО, с «западными партнерами» не достигают результата. Они это жестко игнорируют. Хотя, после января 2022 г., особенно в Европе, начала обсуждаться ситуация, в какой мере западный блок (НАТО) вообще решает какие-то вопросы на евразийском пространстве с помощью взаимодействия с самой ОДКБ. Этот вопрос пока завис только на уровне разговоров.
– Каковы ключевые приоритеты Беларуси в ОДКБ?
– Конечно же, Беларусь в данном случае пробует пробить стену неприятия Западом самого существования ОДКБ. На учения ОДКБ, которые проводятся на территории Беларуси, мы всегда приглашаем всех военных атташе и сотрудников посольств тех стран, которые заинтересованы в получении информации о деятельности ОДКБ. В данном случае нам очень сильно противодействует Польша, поскольку она рассматривает ОДКБ как угрозу доминирующему положению Запада в мире. Соответственно, Запад прекрасно понимает, что ОДКБ представляет собой единственный действующий военно-политический союз на пространстве СНГ.
ОДКБ показала способность защищать своих членов от современных угроз, таких как экспорт цветных революций, терроризм и наркотрафик. Поэтому Александр Лукашенко всегда подчеркивал, что солидарность, единство и сотрудничество лежат в основе концепции самой организации и участия в ней Республики Беларусь.
– Учения ОДКБ в 2024 г. будут сосредоточены на центральноазиатском направлении. В Кыргызстане пройдут традиционные учения «Взаимодействие», «Поиск» и «Эшелон», в Таджикистане – «Рубеж», а в Казахстане – «Нерушимое братство». Что позволяют отработать данные маневры?
– Когда учения проводятся в Средней Азии, там всегда решается вопрос по противодействию международному терроризму и наркотрафику. Как бы ни назывались эти учения: просто различного уровня или на уровне командно-штабных тренировок, командно-штабных учений или полнокровных учений с привлечением Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР), это основная их задача.
– В текущем году в ОДКБ председательствует Казахстан. Среди приоритетов деятельности организации в этот период – укрепление сотрудничества с ООН и ШОС. Также ведется доработка нормативно-правовой базы по вопросу оперативного развертывания КСОР, в частности, беспрепятственного и беспосадочного транзита контингентов, полетов военной авиации и других аспектов. Что стоит за такими приоритетами?
– Здесь проводится очень большая работа. В председательстве Казахстана в ОДКБ, и вообще у наших казахстанских партнеров довольно четко прослеживается акцент в сторону взаимодействия с ШОС и БРИКС. Это на сегодняшний день очень явно видно. Казахстан эту роль выполняет довольно успешно. Если учесть, что любое решение в ОДКБ принимается консенсусом, то довольно сложно добиваться оперативности. Ведь изменение любой буквы в каком-то протоколе, договоре опять потребует согласования со всеми членами ОДКБ. Это очень большой объем и бюрократической работы, и я бы даже сказал, дипломатической. Но председатель ОДКБ от Казахстана довольно успешно решает эти вопросы.
За последние два месяца он побывал практически во всех странах ОДКБ. Очень тесно взаимодействует, в том числе и на уровне первых лиц государства. Основное внешнеполитическое направление – это работа с ШОС и БРИКС – как раз ответ на игнорирование Западом самого присутствия или существования ОДКБ. И эти вопросы решаются эффективно. Уже в июне на саммите ШОС, где, кстати, должны принять Беларусь на правах полноправного члена организации, будет присутствовать представитель ОДКБ как организации, без которой ШОС уже не собирается.
– Какую роль ОДКБ играет в обеспечении стабильности и защите конституционного строя стран-участниц? О чем в этой связи говорят результаты операции ОДКБ, проведенной в январе 2022 г.?
– В 2022 г. для всех был очень неожиданным такой оперативный, высокий уровень взаимодействия, когда в течение ночи вопрос об участии ОДКБ решился. Поскольку, как я уже говорил, вопросы деятельности ОДКБ решаются консенсусом. Тогда председателем Совета был Никол Пашинян, он отработал как надо. Сыграл довольно четкую, конкретную и активную роль в полном взаимодействии сил органов ОДКБ в направлении миротворческих сил.
Мы прекрасно понимаем, что основная нагрузка легла тогда на Россию в плане военно-транспортной авиации. Ведь только Киргизия использовала сухопутный путь для перемещения своих миротворческих сил, а все остальные миротворческие силы были перевезены военно-транспортной авиацией. Опять же, порядок ввоза оружия, боеприпасов и так далее, как его сейчас называют, «военный шенген», в данном случае работал по полной программе. Никто никогда в том, что касается этой всей логистики, инфраструктуры использования миротворческих сил ОДКБ не испытывал больших проблем. Продемонстрированный высокий уровень взаимодействия организации позволяет быстро и четко решать задачи, которые возникают перед государствами-членами ОДКБ.