Источник: expert.ru
России предстоит к 2030 г. нарастить сельскохозяйственный экспорт в 1,5 раза относительно уровня 2021-го, до $55 млрд, — такое поручение президент РФ Владимир Путин огласил в своем февральском послании Совету Федерации. Но при сохранении нынешних подходов к организации поставок достичь этого не представляется возможным, поскольку в 2025–2026 гг. экспорт аграрно-промышленного комплекса (АПК) прекратит расти, остановившись около отметки $50 млрд. Если же обеспечить ряд структурных изменений, к 2030 г. вполне реально выйти на объем в $65–70 млрд. Таковы выводы исследования «Амбициозно, но решаемо: как России нарастить экспорт продукции АПК до 70 млрд долл. США» консалтинговой компании «Яков и Партнёры», с которым ознакомился «Эксперт».
Структура роста
Рост экспорта в отечественном АПК наблюдается уже не первый год: Россия занимает 6-е место среди крупнейших мировых поставщиков продовольствия по тоннажу. Однако до сих пор рост этих объемов обеспечивался преимущественно за счет поставки дешевых зерновых культур.
Согласно оценке аналитиков «Яков и Партнёры», в рамках текущего портфеля АПК потенциал прироста экспорта составляет лишь $8–10 млрд. При сохранении существующего продуктового портфеля, ограничении доступа к современным технологиям и сокращении мер поддержки частных инвестиций российские поставки сельхозпродукции на глобальные рынки уже к 2025–2026 гг. выйдут на плато, не добравшись до отметки $50 млрд.
При этом, по подсчетам авторов исследования, российский АПК вполне способен нарастить годовой экспорт продукции на $25–30 млрд, до $65–70 млрд, к 2030 г. Для этого необходимо сконцентрироваться на работе с более премиальными продуктами: животными протеинами, кормовыми основами, маслами на базе сои.
«Чтобы обеспечить дальнейшее наращивание экспорта в денежном выражении, должна быть изменена его структура путем увеличения доли продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Это, в свою очередь, означает изменение структуры севооборота в России в пользу кормовых культур», — отмечает один из соавторов документа, директор «Яков и Партнёры» Алексей Клецко.
Так, по данным исследования, рост экспорта АПК в денежном выражении на $7–8 млрд в год получится за счет увеличения объемов экспорта пшеницы на 25–30 млн тонн. Такую же выгоду обеспечит наращивание поставок трех кормовых основ, в том числе шрота на 10 тонн, ячменя на 5 тонн и кукурузы на 3 тонны.
Еще $5–6 млрд можно выгадать, нарастив на 5–6 млн тонн поставки растительных масел: подсолнечного, соевого и рапсового. Прибавку в $4–5 млрд даст рост экспорта животных протеинов: птицы и свинины (по 1 млн тонн). Оставшиеся $2–3 млрд можно обеспечить, нарастив поставки сухого молока (на 2 млн тонн), муки (на 1 млн тонн), кондитерских изделий и прочих B2C-продуктов.
Отмечается, что прирост экспорта рыбы и морепродуктов в ближайшей перспективе будет ограничен квотами на вылов, а продуктов глубокой переработки и мяса крупного рогатого скота — недостаточной конкурентоспособностью России в данном направлении.
В исследовании перечислены задачи, которые необходимо решить, чтобы обеспечить структурный переход к более премиальным продуктам в структуре экспорта. Одна из них — обеспечение роста валового сбора основных зерновых культур на 50–60 млн тонн за счет прироста площади пашни и повышения урожайности на 15–42%. Еще одна — изменение структуры севооборота в стране в пользу кормовых культур.
Кроме того, требуется обеспечить снижение сквозной себестоимости продукции АПК «от поля до порта назначения». Причем снижать ее нужно до уровня, сравнимого с показателями основных стран-конкурентов и более низкого.
Расширение рынков сбыта
«Самой сложной задачей» авторам представляется снятие административных барьеров для доступа на целевые рынки, то есть борьба с квотами, пошлинами и немотивированными санитарными ограничениями, которые устанавливают регуляторы стран-импортеров.
Ключевыми регионами для развития отечественного сельскохозяйственного экспорта, по мнению аналитиков, должны стать Китай, Ближний Восток и Северная Африка, Юго-Восточная Азия и Индия.
«Рынок стран СНГ уже близок к насыщению продукцией российского АПК, Латинская Америка сама является крупнейшим поставщиком агропродукции на мировой рынок, а экспорт в Северную Америку, Европу и некоторые другие регионы ограничен из-за политических факторов. По этим причинам ключевыми регионами для развития российского сельхозэкспорта следует признать Китай, Ближний Восток и Северную Африку, Юго-Восточную Азию, Индию и в меньшей степени — Африку южнее Сахары», — говорит директор «Яков и Партнёры» Сергей Павлов.
Он приводит данные, по которым Китай ежегодно импортирует продукцию АПК на сумму более чем $186 млрд, однако на долю России в этом объеме пока приходится всего 3%.
«Это объясняется тем, что Россия экспортирует мало сельхозпродукции, востребованной в Китае, — прежде всего, кормовые основы, животные протеины и молочные продукты», — отмечает Сергей Павлов.
Привлекательность и взаимодействие
Ключом к наращиванию экспортных поставок авторы исследования называют повышение инвестиционной привлекательности АПК. Авторы исследования констатируют: чтобы добиться успеха в международной торговле, необходимо создать «национальных чемпионов» — крупные национальные компании, которые способны консолидировать большие объемы продукции и обеспечивать эффект масштаба в производстве, логистике и маркетинге продукции. Пока же лидеры российского АПК кратно меньше глобальных компаний-лидеров.
«Заслуживает отдельного обсуждения структура „национального чемпиона“: хотя на текущий момент доминирование корпораций в мировой торговле продукцией АПК очевидно, но в мире существуют кооперативы с выручкой в миллиарды долларов США, а в прошлом крупные государственные структуры формата marketing board оказывались весьма успешными в решении задач по развитию экспорта», — говорится в исследовании.
При этом, по оценке аналитиков, создание в российском АПК одного крупного игрока мирового класса своими силами потребует «десятков лет, значимых инвестиций и отсутствующих в необходимом количестве научных ресурсов». В качестве выхода предлагается покупка зарубежной компании или кооперация с поставщиками из дружественных стран.