Политическая обстановка в Молдавии нестабильна. Усугубляет ситуацию общественный раскол. Население республики фактически разделено на два непримиримых лагеря: сторонников евроинтеграции и тех, кто выступает за сбалансированную внешнюю политику с сохранением связей с Россией и государствами ЕАЭС. Нынешнее руководство страны во главе с президентом Майей Санду ориентировано на интеграцию с Европейским союзом, и стремится к полному членству в ЕС к 2030 году.
Этот курс был формально закреплен на референдуме в октябре 2024 года, когда за вступление в ЕС выступили 50,46%, а против — 49,54% голосовавших. Незначительный перевес высвечивает глубокий раскол в молдавском обществе. Имеется существенная разница в результатах голосований между центром республики, где власти располагают более широким набором инструментов контроля над общественным сознанием, и периферийными, преимущественно депрессивными районами, где безраздельно доминируют оппозиционные, «евроскептические» настроения.
Ситуация обостряется расколом Кишинева с республиканскими автономиями — Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР), которая проводит суверенную политику на укрепление связей с Москвой, а также Автономным территориальным образованием (АТО) Гагаузия, где центральные власти противостоят волеизъявлению местных жителей.
Молдавия переживает стагнацию экономики при одновременном росте торгового дефицита. Энергетическая уязвимость Молдавии усугубляется отсутствием транзита российского газа через Украину и критической зависимостью от импортируемых энергоносителей. Нынешняя экономическая политика правительства страны усиливает политическую поляризацию, ухудшает макроэкономическую ситуацию, резко снижая перспективы глубокой интеграции Молдавии в общеевропейский рынок.