Развитие кинематографии в государствах – участниках СНГ: состояние, перспективы, сотрудничество


14 Янв 2020

Заключением Соглашения о сотрудничестве в области кинематографии от 10 февраля 1995 года государства – участники СНГ подтвердили свое стремление к взаимодействию в сфере кино на основе принципов суверенитета, равноправия и действующего в странах национального законодательства.

С учетом активно развивающегося совместного фильмопроизводства и необходимости нормативного правого урегулирования разносторонних взаимоотношений его участников в 2008 году государствами – участниками СНГ подписано также Соглашение о совместном фильмопроизводстве.

Придавая большое значение данному направлению деятельности, Совет по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ (далее – Совет по культурному сотрудничеству) в 2012 году сформировал Рабочую группу по кинематографии. Одним из итогов ее работы стало инициирование создания базовой организации государств – участников СНГ по сотрудничеству в области профессионального образования по направлению «кино» (далее – Базовая организация).

Решением Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года статус Базовой организации придан федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова» (в 2015 году переименовано во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова – далее ВГИК). ВГИК стал активным участником и катализатором развития сотрудничества в сфере кино на пространстве Содружества. Например, с широким участием кинематографистов стран Содружества прошли мероприятия, посвященные столетнему юбилею ВГИКа. Состоялись творческие визиты вгиковцев в Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, в ходе которых в том числе подписан ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве.

Советом по культурному сотрудничеству в 2019 году отмечена активная работа ВГИКа по организации мероприятий в вузах культуры и искусства государств – участников СНГ, направленных на распространение положительного опыта по подготовке кадров и внедрению новых технологий в сфере кино.

Тема развития кинематографии в странах Содружества в целом неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета по культурному сотрудничеству. Организован обмен информацией между государствами по актуальным направлениям совершенствования кинематографии.

В настоящее время в странах СНГ действует ряд международных договоров и решений в области кинематографии, принимаются законы и иные нормативные правовые акты, реализуются программы развития национального кино. Основные меры государственной поддержки кинематографии направлены на создание национальных фильмов, в том числе для детей и юношества; сохранение и развитие материально-технической базы; создание условий для проката и показа национальных фильмов; реализацию образовательных и научно-технических программ; проведение и участие в международных кинофестивалях и других культурных мероприятиях.

Реализация Государственной программы развития национального кино в 2008–2019 годах в Азербайджанской Республике позволила решить ряд важных проблем в этой сфере. Укреплялась материально-техническая база кинопредприятий. Следует отметить строительство и ввод в строй здания Государственного фильмофонда, оснащенного передовой технологией хранения и реставрации фильмов, а также реконструкцию крупнейшего в республике многозального Киноцентра Низами, отвечающего самым современным требованиям. Проведена работа по усовершенствованию производства фильмов по государственному заказу, подготовке творческих и технических кадров в сфере кино, а также развитию международных связей.

Разработан проект нового Закона «О кинематографии», в котором учтены изменения, касающиеся общественной, экономической, правовой сферы, а также использован передовой зарубежный опыт.

Президентом Азербайджанской Республики издан Указ «О некоторых мерах по развитию кинематографии Азербайджана», в котором отмечена необходимость придания нового импульса развитию национальной кинематографии, ее модернизации, применения зарубежного опыта и интеграции в мировой кинематографический процесс. В связи с этим Министерство культуры Азербайджанской Республики совместно со всеми заинтересованными структурами разработало концепцию развития азербайджанского кино, которая находится в стадии согласования.

В целях обучения одаренной молодежи киноспециальностям, освоения молодыми кадрами новых технологий в области кино, повышения квалификации действующих кадров за счет бюджетных средств направляются специалисты для обучения в Россию, Турцию, Великобританию, Канаду и другие страны. Регулярно проводятся мастер-классы и тренинги с привлечением известных зарубежных кинематографистов.

В результате мер, предпринятых в части развития частного сектора в кино, возросло число независимых продюсерских компаний, а также значительно увеличился объем продукции, выпускаемой ими.

Наряду с ростом производства фильмов происходит расширение сети кинодемонстрационных предприятий. В настоящее время в стране функционирует 60 кинозалов, из которых треть расположена в регионах. По сравнению с показателями десятилетней давности наблюдается рост в несколько раз, при том, что в 2008 году кинозалов современного типа в регионах практически не было.

В Республике Армения осуществляется ряд мероприятий, направленных на развитие отечественного кинематографа. Так, в 2018 году разработано Положение о проведении конкурсов и финансировании кинопроектов, которое создает равные условия конкуренции для всех режиссеров и дает возможность эффективного распределения государственных средств для кинопроектов, претендующих на финансовую поддержку.

На стадии разработки находится законопроект Республики Армения «О кино». Закон даст возможность внедрить современную модель управления сферой кино и создать благоприятные условия для развития производства национальных фильмов, укрепления его позиций на международной арене, позволит расширить рамки международного сотрудничества, уточнить вопросы, связанные с налогообложением и государственным содействием национальному кинематографу.

Запущена новая программа по сохранению и популяризации армянского киноархива, в рамках которой осуществляются оцифровка и восстановление наследия армянского кино.

С 2012 года Армения является членом Европейской аудиовизуальной обсерватории, с 2016 года – членом Фонда поддержки европейского кино «Евримажа», благодаря сотрудничеству с которым четыре кинопроекта уже получили поддержку, три из которых являются фильмами совместного производства с Российской Федерацией.

Задачами развития кинематографии в Республике Беларусь на ближайшую перспективу являются: развитие Национальной киностудии «Беларусьфильм»; привлечение внебюджетных средств в фильмопроизводство; повышение идейно-художественного уровня подготовки кинопроектов для участия в конкурсах; реализация мер по продвижению белорусских фильмов на международные кинофестивали и кинорынки; разработка и выполнение концепции по применению эффективных современных инструментов реализации имущественных прав; активизация работы по привлечению внебюджетных средств для модернизации киносети; принятие мер по недопущению снижения количества кинозрителей.

В Республике Беларусь действуют общественные организации кинематографистов: Белорусский союз кинематографистов, Белорусская гильдия актеров кино, которые привлекаются Министерством культуры Республики Беларусь к подготовке и проведению киномероприятий.

Национальная киностудия «Беларусьфильм» является одной из ведущих студий в Восточной Европе с законченным циклом производства и современным оборудованием, что позволяет вести кинопроизводство на высоком техническом и профессиональном уровнях. Только в 2018 году киностудией и негосударственными производителями созданы 24 фильма. Определены тематические приоритеты производства игровых фильмов: история Беларуси, национальные герои от древности до наших дней, экранизация белорусской классики, семейная, спортивная, молодежная проблематика, дебютное кино, детское кино. Особое внимание уделяется производству малобюджетных фильмов и телесериалов актуального содержания, что позволяет более эффективно использовать имущественные права. В целях комплексного развития киностудии разработана дорожная карта, определяющая в том числе направления работы по стабилизации финансово-экономического положения.

В 2018 году проведен первый республиканский конкурс «Национальная кинопремия Беларуси».

В государственной киносети Республики Беларусь функционируют 97 стационарных кинотеатров (125 зрительных залов, из которых 103 оснащены проекционным оборудованием в цифровом формате 3D). Кинообслуживание в сельской местности обеспечивают 616 видеопроекционных установок (в том числе в мобильном варианте).

Мерами, принятыми Министерством культуры Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом, обеспечено увеличение доли фильмов белорусского производства в государственной киносети.

Наряду с государственной киносетью наблюдается интенсивное развитие киносети негосударственной формы собственности, предлагающей зрителям комфортные условия пребывания в кинотеатре и высокое техническое качество показа.

3 января 2019 года в Республике Казахстан принят Закон «О кинематографии», которым предусмотрено создание Государственного центра поддержки национального кино (далее – Центр), внедрение новой модели государственного финансирования производства фильмов, выплата субсидий и предоставление налоговых льгот для поддержки крупных производителей и привлечения инвесторов. Кроме того, предусмотрены меры по созданию единой автоматизированной информационной системы мониторинга и учета кинодеятельности, оцифровки киноколлекций и другие. Также Центр производит отбор кинопроектов, претендующих на получение государственной финансовой поддержки, которая предоставляется для организации производства, проката и показа национальных фильмов и связанных с этим мероприятий, а также продвижения национальных фильмов за рубежом. Финансирование кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, в соответствии с Законом осуществляется для фильмов совместного производства с зарубежными странами в пределах, предусмотренных в рамках соответствующих соглашений о производстве таких фильмов.

В Республике Казахстан в 2018 году завершено производство 8 художественных фильмов, среди которых «Астана», киноэпопея «Путь лидера», «Эвакуация»; 19 документальных фильмов, таких как «60 дней войны», «Природа Казахстана: на родине тюльпанов», цикл фильмов «Тюркские народы Казахстана» и ряд других, а также 10 фильмов-дебютов и 1 анимационного фильма.

В истории кыргызского кино два успешных «золотых» периода развития. В
60-х годах XX века мировое кинематографическое сообщество открыло для себя «кыргызское киночудо», увидев замечательные фильмы Т. Океева, Б. Шамшиева, М. Убукеева и Г. Базарова. В 90-е годы, после обретения независимости, кыргызское кино вновь ярко заявило о себе. Тогда картины А. Арым Кубата (Абдыкалыкова), М. Сарулу, Э. Абдыжапарова и ряд других, снятых в эстетике чистого кино, восхитили взыскательных зрителей на самых престижных кинофестивалях.

В настоящее время в кыргызское кино уверенно вливается новое поколение талантливых молодых режиссеров. Они получили образование в разных киношколах Кыргызстана. Эстетический ориентир на создание авторского кино впитан ими практически с возникновения сокровенной мечты – быть режиссером.

Лидеры отечественного арт-хауса и знаменитые иностранные критики с гордостью называют Кыргызстан «территорией авторского кино». Лучшие фильмы включены в программы престижных фестивалей в Каннах, Берлине, Пусане, Локарно, Роттердаме, Карловых Варах.

Государственная политика в области кинематографии осуществляется Департаментом кинематографии при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики. В настоящее время в системе государственной кинематографии в числе подведомственных организаций Департамента кинематографии функционируют: Национальная киностудия «Кыргызфильм» имени Т. Океева; Республиканский государственный фонд киновидеофильмов «Кыргызфильмофонд»; Дирекция Республиканского дома кино имени Ч. Айтматова; 7 областных, 22 районные и городские государственные кинодирекции; 38 государственных кинотеатров (в том числе 10 кинотеатров, переданных в долгосрочную аренду).

Производство художественных и документальных фильмов осуществляется на Национальной киностудии «Кыргызфильм» им. Т. Океева, созданной в 1941 году. За период 2001–2018 годов создано более 130 кинокартин. В Кыргызстане действуют около 50 частных студий. В год в стране выпускается около 50 полнометражных фильмов.

Департаментом в целях популяризации и поддержки творчества частных кинопроизводящих студий, а также улучшения качества создаваемых частными компаниями фильмов с 2016 года выделяются средства в виде субсидий на производство национальных фильмов.

В Кыргызстане существуют идеальные для киносъемок натурные площадки. Например, в Тонском районе Иссык-Кульской области есть знаменитая кинематографическая долина, где звук пишется в чистом виде, так как она окружена горами, не допускающими проникновения ветров. В целом весь Кыргызстан может стать потрясающей натурной площадкой для съемок фильмов кыргызских и зарубежных режиссеров.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» основные усилия направляются на комплексное решение проблем сохранения и развития отечественного кинопроката, укрепления позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынке. В целях совершенствования нормативного правового регулирования кинематографии в Российской Федерации подготовлены и внесены поправки в Федеральный закон «О  государственной поддержке кинематографии», освобождающие кинофестивали, проходящие на территории России, от получения прокатного удостоверения для демонстрации фильмов. На законодательном уровне введен термин «кинофестиваль».

Особое внимание Министерством культуры Российской Федерации уделяется государственной финансовой поддержке отечественной кинематографии. Одной из главных задач стало создание разножанровых картин, направленных на патриотическое воспитание россиян, утверждение духовно-нравственных ценностей. Общая сумма государственной поддержки на кинематографию в 2018 году составила 8 млрд 989 млн рублей. Оказана финансовая поддержка производства 130 игровых фильмов, 239 анимационных фильмов и 271 неигрового видеофильма по 14 тематикам. Из них в 2018 году завершено производство 97 игровых фильмов, 208 анимационных фильмов и 213 неигровых видеофильмов.

В 2018 году в прокат вышло 142 российских фильма, тогда как в течение 2017 года – 123 фильма. Российский кинематограф преодолел новый рубеж в завоевании доверия своей киноаудитории. Рекордные кассовые сборы в последнее время в национальном прокате доказали не только профессиональную состоятельность авторов этих фильмов, но и предоставили зрителям возможность выбора российских картин во всем многообразии жанров.

В результате масштабной кинофикации в малых и крупных городах экранное искусство стало доступнее, а с увеличением количества кинофестивалей доля представленного региональным зрителям авторского интеллектуального кино многократно возросла по сравнению с предыдущими годами.

Реализуется апробированная и признанная эффективной практика очной защиты игровых кинопроектов, претендующих на получение государственных средств. Помимо членов экспертных советов, к рассмотрению проектов исторической тематики привлекаются члены Консультативного совета по сценариям военно-патриотической направленности Российского военно-исторического общества, а также группа социологов и психологов, которые дали заключения о достоверности приводимых в сценариях фактов, идеологии изложения исторического материала.

Значительная финансовая государственная поддержка направляется на проведение мероприятий по пропаганде отечественных фильмов (церемонии вручения премий, выставки, ретроспективные показы), прокат и продвижение отечественных фильмов на экранах страны, их тиражирование и рекламу, а также поддержку 56 международных и отечественных кинофестивалей на территории страны.

Продолжается реализация программы по переоборудованию кинозалов в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 500 тыс. человек. Переоборудование осуществляется на базе современной техники и 50 % экранного времени в переоснащенных кинозалах отдается российскому кино.

При содействии Минкультуры России осуществлены модернизация киностудии «Союзмультфильм» и оснащение ее современной производственной техникой.

Состояние и перспективы развития кино в Республике Таджикистан находятся под пристальным вниманием и получают поддержку Президента Республики Таджикистан и Правительства страны.

Таджикское кино как социально-культурный институт оказывает значительное влияние на формирование самосознания народа. В планах – создание таких современных художественных и документальных фильмов, в которых нашли бы объективное отражение прошлое и настоящее, актуальные вопросы и проблемы современного общества, добрые традиции таджикского народа.

На базе киностудии «Таджикфильм» и государственного унитарного предприятия кино и видео «Таджиккино» создано Государственное учреждение «Точикфилм» как отдельная структура, реализующая государственную политику в сфере кино. За счет средств государственного бюджета «Точикфилм» представил зрителям новые художественные, документальные, детские и анимационные фильмы.

В течение последних лет таджикская киноиндустрия перешла на новый уровень развития, улучшились качество производства, смысл и содержание фильмов. В частности, такие картины, как «Зеркало без отражения», «Белый воробушек», «Сон обезьяны», «Учитель», «Такси», «Воздушный шар», «Столкновение» и «Старания» на международных кинофестивалях были удостоены различных наград.

В Республике Таджикистан принят и реализован ряд целевых государственных программ. Они направлены на улучшение качества производства и проката фильмов; обновление материально-технической базы, внедрение современных технологий; обучение молодых специалистов внутри страны и за ее пределами; организацию и проведение республиканских и международных кинофестивалей, конференций, симпозиумов; укрепление сотрудничества с кинематографическими организациями зарубежных стран, изучение и обмен опытом в сфере современного фильмопроизводства. В связи с этим произведена реконструкция и улучшена материально-техническая база «Таджикфильма», что позволило обеспечить единовременную деятельность двух съемочных групп и создать десятки различных фильмов.

В странах СНГ широко развито фестивальное движение как эффективная форма развития профессиональных контактов в сфере кинематографии, сохранения взаимопонимания и дружбы между народами. Кинокартины стран Содружества также ежегодно широко представлены на международных кинофестивалях.

В Республике Армения в рамках Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» стартовала индустриальная платформа для кинематографистов «GAIFFPro», которая предоставляет возможность развития кинопроектов совместного производства (С2С) и продюсирования художественных фильмов.

Расширяется участие авторских коллективов из разных стран и представление фильмов на таких проводимых на территории Беларуси фестивалей, как Международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка» (г. Могилев), Минский международный кинофестиваль «Лiстапад», Республиканский открытый конкурс любительского кино имени Юрия Тарича в Полоцке «Я снимаю кино».

При этом следует отметить, что на Минском международном кинофестивале «Лiстапад» Исполнительный комитет СНГ ежегодно вручает специальный приз «Кино без границ» за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами. В разные годы этим призом были отмечены творческие коллективы создателей фильмов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

Министерством культуры и спорта Республики Казахстан совместно с Союзом кинематографистов Казахстана в г. Алматы регулярно проводится масштабный Международный кинофестиваль «Созвездие Шакена». В городе Нур-Султане
1–7 июля 2018 года состоялся XIV Международный кинофестиваль «Евразия», в котором приняли участие лучшие фильмы из 53 стран. Также успешно прошел Международный фестиваль короткометражных фильмов «Positive».

С 2013 года ежегодно проводится Форум молодого кино стран СНГ «Умут», который с 2016 года получает в том числе поддержку из Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.

В Кыргызстане ежегодно проводятся Международный кинофестиваль «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов»; детский и юношеский кинофестиваль «Карек»; Форум кинорежиссеров-женщин, а также Национальная премия «Ак-илбирс».

Налаживанию двусторонних контактов стран Содружества способствует проведение Дней кино.

Например, в рамках программы расширения и укрепления международных связей в Азербайджане за минувшее десятилетие были организованы Дни азербайджанского кино в России, Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Италии, Франции, Турции, Иране, Венгрии, Бразилии, Великобритании, Корее. В течение 2018 года фильмы киностудии «Беларусьфильм» приняли участие в Днях белорусского кино в Армении, Кыргызстане, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Сирии. «Казахфильм» им. Ш. Айманова совместно с дипломатическими представительствами Республики Казахстан за рубежом провели Дни казахстанского кино в Российской Федерации, Швеции, Омане, Таиланде, Италии, Хорватии, Греции, Румынии.

Значимым событием для усиления взаимодействия государственных киностудий стран СНГ стало создание Совета руководителей киностудий стран СНГ и Грузии. 24 сентября 2019 года в городе Минске на базе Национальной киностудии «Беларусьфильм» прошло его первое заседание. Итогом этого мероприятия с участием представителей шести стран стало подписание межведомственного Соглашения о сотрудничестве в сфере кинематографии. В течение 2020 года предполагаются рабочие встречи руководителей киностудий также в Республике Таджикистан и Республике Казахстан.

Таким образом, можно констатировать весьма динамичное развитие национальных кинематографий, а также активное сотрудничество в этой сфере государств – участников СНГ, которое способствует сохранению лучших традиций киноиндустрии, созданию условий для обмена опытом, творчества и новаторства.


Департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем

Исполнительного комитета СНГ


Аналитика и комментарии


Старая версия сайта (Архив)