Источник: mir24.tv
Наступательная операция второго и третьего Украинских фронтов в западной Венгрии и восточной Австрии началась 16 марта 1945 года и завершилась победой Красной армии над фашистами 15 апреля 1945 года. По замыслу 4-я и 9-я гвардейские армии должны были нанести главный удар из северного района Секшфехервара на юго-запад, чтобы окружить шестую танковую армию СС. Далее освободить города: Папа и Шопрон и двинуться в сторону венгерско-австрийской границы под командованием маршалов Родиона Малиновского и Федора Толбухина. 4 апреля удалось занять Венгрию, таким образом, появились все предпосылки для освобождения Австрии от нацистов.
«По нашему наступательному походу по территории Австрии чувствовалось, что немецкие части, огрызаясь, держали путь отступления ближе к Мюнхену. 11 апреля мы шли по дорогам австрийской земли. Повсюду были опустевшие села и населенные пункты. Заняли город Винер-Нойштадт. В составе разведроты нашего полка сформировалась разведгруппа для выхода в тыл немцев. Ее задача – сбор необходимых данных для последующего наступления наших войск на вражеские позиции и взятия столицы Австрии. 13 апреля – штурм городских кварталов Вены. Немцы упорно защищались. Некоторые здания разрушены. Но мы получили приказ – во чтобы то ни стало освободить столицу Австрии от немецких захватчиков», – вспоминал ветеран Великой Отечественной войны Владимир Располыхин.
Замысел главнокомандующего третьим Украинским фронтом заключался в том, чтобы нанести сразу три удара для взятия Вены: с юго-востока, юга и юго-запада. Оставшаяся часть гвардейской армии должна была обойти город с запада и отрезать фашистам отходной путь. Немцы хорошо подготовили Вену к обороне: открыли противотанковые рвы, установили противопехотные и противотанковые ограждения. На улицах соорудили баррикады для длительной обороны, а все мосты заминировали.
Из-за этого 4-я и 5-я гвардейские армии не смогли добиться какого-либо успеха в наступлении с юга. А вот на севере и северо-западе Красной армии удалось заметно продвинуться, поэтому и остальные силы были брошены на это направление.«На южных подступах к городу немцы построили мощный укреплённый район, состоявший из противотанковых рвов, широко развитой системы окопов и траншей и большого количества дотов и дзотов. На строительство оборонительных сооружений немцы мобилизовали всё трудоспособное население Вены. На улицах воздвигались баррикады, противотанковые препятствия. В парках и на окраинах отрывались окопы, устанавливались проволочные заграждения, танкоопасные направления густо минировались», – описывал генерал-лейтенант Иван Аношин.
Немецкая пропаганда очень долго уверяла австрийцев в том, что Красная армия хочет занять и поработить Австрию, однако, к концу войны фальшивые доводы нацистов рассыпались.
Ожесточенные бои за город развернулись 8 апреля. Тогда советским солдатам пришлось сражаться буквально за каждый метр улицы, за любой отдельно взятый дом. За день войскам 4-й и 9-й гвардейской армии удалось продвинуться внутрь Вены. Советские офицеры не хотели разрушать красивый город и стремились сохранить архитектуру Вены, к тому же, они предостерегали гражданское население от напрасных жертв. Красная армия обратилась к гражданам Австрии с призывом оставаться дома, чтобы помочь сохранить Вену. Многие австрийцы откликнулись на призыв командования 3-го Украинского фронта.«Несмотря на то, что нацисты длительное время распространяли среди австрийцев гнусные небылицы о советском воине, запугивали население выдумками об ужасах и зверствах, которые будто бы их ждут с приходом Красной армии, простые люди встречали наши войска хотя и не так восторженно, как было, скажем, в Болгарии или Югославии, но с тем радушием, с каким встречают освободителей. Верным признаком того, что обращение Маршала Советского Союза Толбухина встречено австрийцами с доверием и энтузиазмом, явились выстрелы патриотов по гаулейтеру Вены фон Шираху» – из военных мемуаров советских солдат.
В последующие дни войска 3-го Украинского фронта шли в центр австрийской столицы. У солдат не было отдыха ни днем, ни ночью. В результате кровопролитного сражения Красной армии удалось зажать врага с трех сторон. После чего начался штурм Вены одновременно всеми силами, участвующими в боях. Отдельной задачей для советских солдат стало сохранение оставшихся мостов. Немцы взорвали все городские мосты, за исключением двух, которые использовали для отвода собственных частей.«Население прячется в погребах и пальцем не пошевелит, чтобы помочь нам. Если у нас нет воды, то черт с нами, думают венцы. Если у нас кончатся продовольственные пайки, то никто не даст нам миску супа и кусок черного хлеба. Австрийцы считают, что положение безнадежно и наше упорство не приведет ни к чему, кроме как заставит разделить судьбу Будапешта, и лишь разозлит красноармейцев. Разозлит красноармейцев! Воистину, это звучит странно в устах немецких граждан!», – так описывал наступление на Вену бывший солдат СС Петер Нойман.
Формировать Дунайский канал Красная армия начала 11 апреля, шли заключительные бои за Вену. После того, как сопротивление врага было сломлено в центре города, вражеский гарнизон был разделен на отдельные группы. В результате сплоченного штурма австрийскую столицу удалось полностью очистить от немецких войск 13 апреля.
Захват Вены для Красной армии был относительно легким, по сравнению с другими наступательными операциями. Военные силы отработали схему уничтожения противника, к тому же, советские солдаты чувствовали вкус приближающейся победы, и их было невозможно остановить.
Победа Советского Союза в наступательной операции лишила Германию контроля над крупным индустриальным центром – Венским промышленным районом, а также Надьканижским нефтяным районом. Сегодня историки считают, что победа СССР в Австрии стала сильным ударом по фашистской идеологии, так как Австрия была первой страной, вошедшей в Третий Рейх. Гитлер считал Австрию неотъемлемой и особенной частью Германии, ведь она была его родиной.
В результате победы Красной армии началось восстановление австрийской государственности. Вопреки страхам австрийцев, советская власть помогала восстановить Вену, людям выделили 4 тысячи тонны мяса, 45 тысяч тонн зерна, 3 тысячи тонны сахара и 225 тонн кофе. Советский Союз потерял за время операции 167 940 человек, 600 танков и САУ, 760 орудий и миномётов и 614 боевых самолётов.