Новая стратегия обращения с отходами и лакмусовая бумажка для Правительства Беларуси. Итоги совещания у Президента А.Лукашенко


22 май 2025

sb.by

Во Дворце Независимости сегодня, 20 мая, обсуждали вопросы обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов. Тема не новая, но особенно значимая в Год благоустройства. В стране уже действует государственная программа по сбору и переработке вторичных ресурсов. Но насколько эффективно она работает, все ли возможности использованы, какие проблемы остаются нерешенными? Вопросы в определенной степени имеют стратегический характер, ведь они напрямую затрагивают экономику и экологию, а значит, и качество жизни людей. Поэтому на совещании Александр Лукашенко еще раз актуализировал поставленные задачи и требования:

— Возобновляемые и вторичные ресурсы — это наше «золото» буквально под ногами, которым мы очень слабо занимаемся… Не будет, что мы сначала на уровне Президента собираемся, проводим мозговую атаку по тому или иному вопросу, а потом десять раз еще у Президента собираемся, молотим языками, как в народе говорят, убеждая друг друга, что это надо делать. Собрались, договорились, не делаете — до свидания. Я хочу, чтобы это запомнили.
 

Без пустой болтовни и общих рассуждений

Этот разговор был анонсирован еще в январе, во время открытия новой насосной станции «Щомыслица» с артезианской водой для Минска. Руководство Правительства, Администрации Президента, министры, председатели облисполкомов, руководители концернов и ряда профильных предприятий — уже сам состав участников совещания свидетельствовал об архиважности обсуждаемых вопросов. Президент ее сформулировал так:

— Наверное, для каждого состава Правительства эта тема является лакмусовой бумажкой. У нас нет нефти и газа — первичных ископаемых, как вы их называете. Но возобновляемые и вторичные ресурсы — это наше «золото» буквально под ногами, которым мы очень слабо занимаемся. Я часто привожу пример Швейцарии, которая так же не имеет полезных ископаемых, как и Беларусь. Но почти всё перерабатывают. А мы собираемся и друг друга уговариваем.

В связи с этим Александр Лукашенко предупредил всю вертикаль власти, начиная от Премьер-министра, о необходимости четкого и оперативного, без пустой болтовни и общих рассуждений, исполнения принятых на уровне Главы государства решений. В этом, по словам Президента, и есть особенность нынешнего послевыборного периода:


— Почувствовали, наверное, некоторые. Не будет, что мы сначала на уровне Президента собираемся, проводим мозговую атаку по тому или иному вопросу, а потом десять раз еще у Президента собираемся, молотим языками, как в народе говорят, убеждая друг друга, что это надо делать.  

Собрались, договорились, не делаете — до свидания. Я хочу, чтобы это запомнили.
Возвращаясь к повестке дня, Александр Лукашенко подчеркнул, что вторичные ресурсы — это резерв для роста экономики. Не случайно все страны богатой Европы бьются за получение добавленной стоимости на глубокой переработке леса, стекла, кожевенного сырья. А где мы находимся в этой гонке?

Более 10 лет назад эта тема уже обсуждалась в таком же составе. С тех пор были и программы, и мероприятия, в дело вложены бюджетные ресурсы.

— Далеко мы продвинулись в этом плане, есть ли результат от нашего «рывка»? Рядовой белорус ощутил какие-то изменения, хотя бы в своем поведении при сортировке бытовых отходов или использовании бумажной упаковки? — прозвучали резонные вопросы от Президента.

В общем, настало время комплексно проанализировать работу Правительства и исполкомов в данной сфере. При этом особое внимание Глава государства уделил проблемным вопросам в обсуждаемой теме, которые требуют решения.

О СЛАБОМ ИЗВЛЕЧЕНИИ ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДЕНИИ ИМПОРТА

Первое, на что обратил внимание Президент, — есть ли системность:

— Прежде всего хочу от вас услышать, какова у нас система работы в этом плане. Сортировка, поставка промышленным предприятиям. Как мы это используем? Почему слабо извлекаем вторичные материальные ресурсы и порождаем импорт?
Показательные цифры, которые привел белорусский лидер: за 2024 год в страну ввезли 22 тысячи тонн макулатуры, по 2 тысячи тонн — отходов стекла и пластмасс, на все это потрачены миллионы долларов.


О РАБОТЕ НА УПРЕЖДЕНИЕ И ЭКОНОМИКЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА

В работе с отходами есть два подхода, продолжил Александр Лукашенко: можно «героически» бороться с ними, строя новые полигоны и линии сортировки, а можно работать на упреждение — предотвращать появление некоторых отходов.

В этой связи Глава государства попросил доложить, как работает экономика замкнутого цикла, отметив при этом, что, по информации КГК, в стране пока не выстроена прозрачная система учета движения отходов от их образования до использования или захоронения.

Следующий момент, на котором акцентирует внимание Президент:

— В промышленности захораниваются миллионы тонн ценного сырья, но мало кто этой проблемой предметно занимается. Пока полностью не решены вопросы контейнерного сбора коммунальных отходов.
Дачники и жители малых городов иногда не знают, куда выбрасывать ненужное, а иногда поступают просто недопустимо. Александр Лукашенко рассказал, что в минувшую субботу проехал по Минскому району и ужаснулся:

— Минский район — это отхожий район города-героя Минска. Что там творится — это кошмар. Прямо на окраине леса, никто не утруждает себя: заехал самосвал, выбросили… Чего только нет! Я специально остановился, посмотрел: старые холодильники, пластмасса, стекло, разного рода бытовой мусор. Это под Минском!

О РАБОТЕ ОПЕРАТОРА ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Глава государства также потребовал дать принципиальную оценку работе оператора вторичных материальных ресурсов:

— Мы структуру создали, начальники там есть. Что сделано за это время? Мы специально создавали эту структуру, по сути, как главного контролера в данной сфере от имени государства. Рационально ли используются финансовые средства (а это миллиард 300 миллионов рублей за десять лет)? Насколько обоснованы выбранные направления инвестиций, какая от них отдача в увязке с ростом сбора? Почему закупается сравнительно простое импортное оборудование (транспортеры и тому подобное), которое мы сами способны производить, и есть задержки с вводом объектов?

О СИСТЕМЕ ДЕПОЗИТНО-ЗАЛОГОВОГО ОБОРОТА СТЕКЛЯННОЙ И ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЫ

Белорусский лидер отметил, что Правительство в 2019 году не смогло внятно обосновать необходимость создания совместно с частным инвестором системы депозитно-залогового оборота стеклянной и пластиковой тары, и поинтересовался, что с пилотными проектами, которые так громко анонсировались. В связи с этим и логичный вопрос от Президента:

— Может быть, сегодня стоит вернуться к этой теме, но уже на базе кооперации холдинга «Белресурсы» и Белорусской стекольной компании?

О ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗ МУСОРА RDF-ТОПЛИВА

Следующая проблема, на которую обращает внимание Александр Лукашенко:

— Много болтовни и мало дела в течение уже почти 10 лет с производством из мусора так называемого RDF-топлива (топливные гранулы, производимые из горючих отходов)!
Президент уточнил, выгодно ли его изготовление, востребовано ли оно цементными заводами и предприятиями Минэнерго, есть ли технические возможности использования такого топлива, складывается ли экономика, соответствует ли такое топливо экологическим нормативам и куда будем захоранивать золу.

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАХ И ТРЕБОВАНИЯХ

По словам Александра Лукашенко, масса вопросов у населения и организаций к экологическим нормам и требованиям:

— Иногда они (нормы и требования. — Прим. ред.) нелогичны и излишне жесткие. Почему старая ферма, допустим, не представляет экологической угрозы, но стоит ее снести — сразу становится огромной проблемой захоронить отходы или подсыпать ими сельскую дорогу, если мы измельчаем этот бетон?

При этом Глава государства ждет предложений от Правительства по мерам ответственности за объективные нарушения правил благоустройства и порядка на земле. Для граждан это, например, некошеные участки, завалившиеся заборы, мусор на приусадебной территории и тому подобное. И здесь Александр Лукашенко настроен предельно критически, жестко реагируя на бездействие органов власти и безответственность самих граждан в наведении порядка:

— Смотрите, чтобы у нас не было неприятного разговора к Новому году. Вы знаете, я человек подвижный, могу посмотреть. Вот я объехал в субботу все деревни севера нашего Минского района. Сел и поехал. Смотрю поля, смотрю, как вы там хозяйствуете. Бардак полный! Прошу вас иметь это в виду. Разговор будет жестокий.
Если, допустим, одинокий пенсионер или инвалид — местные органы власти должны помочь. Просто сельский Совет должен это организовать. Если здоровые дети, внуки — пусть корячатся на этом участке. Нет — рублем заставляйте работать. Обнаглели до крайности. Вы что, войны ждете?


Аналогично должно быть и на территории предприятий, отметил белорусский лидер:

— Может быть бедно, но чисто. Это не мной придумано, это за много лет сложившиеся традиции элементарного порядка во всем. Как говорил классик, «разруха не в клозетах, а в головах».
Поручение Президента остается неизменным: буквально вылизать страну в Год благоустройства. От докладчиков же Глава государства потребовал четко ответить на поставленные вопросы, а также доложить о дальнейшей стратегии работы со всеми видами отходов и о выполнении поручений по обеспечению стекольной отрасли отечественным сырьем.

Новая стратегия и выгодное предложение: какие идеи озвучили в Минприроды

Обсуждение озвученных вопросов получилось острым и всесторонним. Президент, крайне неравнодушный к данной теме, не только подробно вникал в нюансы и тонкости, но и, как всегда, требовал от чиновников конкретных предложений. Эффективных и актуальных. А главное — не на заоблачную перспективу, а на здесь и сейчас.

Основным докладчиком на совещании выступил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Он рассказал о проекте стратегии по обращению с отходами производства и потребления, который министерство вынесло на общественное обсуждение. По словам министра, сегодня в стране вопросы обращения с отходами отражены в шести стратегиях и четырех концепциях, в связи с этим предложение следующее:

— Надо аккумулировать это все в единый документ и дать возможность определить единый орган в лице Минприроды. Это принесет свои результаты в ближайшее время. Я за эти вопросы буду головой отвечать.
 
Сергей Масляк также озвучил на совещании и конкретные цифры: за прошлый год в стране образовалось 60 млн тонн отходов, из которых 4 млн тонн — это твердые коммунальные отходы и 56 млн тонн — отходы производства. В структуре последних 70 процентов приходится на долю крупнотоннажных отходов двух видов: фосфогипс (продукт, образующийся в результате деятельности Гомельского химзавода, к настоящему времени накоплено более 26 млн тонн) и галитовые отходы, которые образуются при производстве на «Беларуськалии».

По словам министра, специалисты изучили российский опыт в части использования отходов фосфогипса. Сергей Масляк, пришедший на совещание с чемоданчиком, продемонстрировал Главе государства и журналистам президентского пула образцы продукции, которая производится в России из этих отходов, в частности редкоземельные элементы.


Предложение Минприроды — изучить российский опыт и экономическую целесообразность использования фосфогипса. Доводы веские: в одной тонне таких отходов находится около 80 — 84 кг искусственного гипса (по некоторым оценкам, его характеристики даже лучше, чем природного).

Приблизительно 12 — 14 процентов из этой тонны — это отходы, которые образуются в результате производства, и около 0,5 процента — продукция, успешно производимая в России, в частности редкоземельные элементы.

Сергей Масляк делится своим видением:

— У меня предложение, чтобы все-таки наша Академия наук изучила этот опыт и в случае необходимости, возможно, его реализовать на практике через строительство соответствующих линий на базе Гомельского химического завода для получения концентрата, а потом в случае экономической целесообразности принятия решения по строительству завода по получению из этого концентрата редкоземельных элементов, которые применяются в производстве. Мне кажется, есть ниша для Республики Беларусь. Поэтому, с моей точки зрения, данным вопросом стоит заниматься.

«Эти сроки не подходят»: Президент ставит более напряженные задачи

Одна из целей проекта стратегии по обращению с отходами производства и потребления — достичь 90 процентов переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2040 году.

Александр Лукашенко убежден, что обозначенный период — слишком далекая перспектива:

— Эти сроки не подходят. Это же наши ресурсы, и это та грязь, которая засоряет природу. Так надо эту грязь взять, переработать и сделать ресурсами. Так что, мы будем до 2040 года в грязи телепаться?
Слово в обсуждении взял Премьер-министр Александр Турчин, который заверил, что поставленные задачи по наращиванию объемов переработки отходов будут решаться более динамично. Он убежден, что основные усилия стоит сосредоточить на сортировке мусора до того, как он попадет на полигоны. Важно извлекать из него все ресурсы, которые подлежат переработке. Премьер-министр пояснил это на конкретных цифрах:


— Если мы возьмем все отходы за 100 процентов, то процентов 40 можно сдать на переработку, вторичные материальные ресурсы. Процентов 30, чуть больше, — это органика. Остается процентов 20 — 25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке. Простая задача (мы это сделаем): у нас на полигонах не будет никаких вторичных материальных ресурсов. Мы это все сделаем в течение ближайшего времени.

— В ближайшее время — это 2040 год? — уточнил Александр Лукашенко.

— В ближайшие несколько лет, — пообещал Александр Турчин.

В качестве показательного примера обсудили работу Брестского мусороперерабатывающего завода. Предприятие сегодня собирает и сортирует отходы из Бреста, Брестского и Жабинковского районов, извлекая около 14 видов вторсырья, включая пластик, стекло, макулатуру, а также органические отходы, из которых получают биогаз, используемый для выработки электроэнергии для нужд завода.

Решить поставленную задачу позволит в том числе новый мусороперерабатывающий завод, который строится под Минском и начнет работать в июле этого года. Объем переработки составит около 600 тысяч тонн отходов в год.
Ожидается, это будет крупнейший в стране производитель RDF-топлива — гранул, полученных из горючих отходов. Такое топливо могли бы использовать и отечественные цементные заводы, однако эту идею они пока воспринимают без особого энтузиазма, ссылаясь на разного рода сложности.
Позиция Александра Лукашенко в данном вопросе принципиальная. Он требует от чиновников ставить перед цементными заводами более жесткие задачи и использовать RDF-топливо, что позволяет одновременно решать вопросы как с переработкой отходов, так и с обеспечением цементной отрасли местными энергоресурсами:

— Если это топливо нормально сгорает и должно сгорать, так пускай берут. Установите цену и объемы, которые должны забирать эти заводы. Что вы с ними возитесь? Государственное предприятие (да неважно какое — в стране порядок). Чтобы прекратить эти разговоры: надо, не надо.

ИТОГИ СОВЕЩАНИЯ


Подвести итоги прошедшего обсуждения к журналистам в пресс-центр Дворца Независимости вышли заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак и министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Примечательно, что в новом составе Правительства вопросы обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов курирует один вице-премьер, а не два, как было ранее.

По словам Анатолия Сивака, обсуждаемыми вопросами должны заниматься абсолютно все: граждане, руководители министерств и ведомств, местная власть, переработчики, Правительство. Вице-премьер рассказал, что Президент жестко обозначил спрос с каждого звена.

Расставляя на совещании приоритеты, заместитель Премьер-министра выделил следующие:

— Первое место (Президент это несколько раз повторил) — это строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов. В крупных городах, областных центрах должны строиться соответствующие мощности, туда должны быть направлены инвестиции оператора. В первую очередь для того, чтобы все подвергнуть сортировке, чтобы извлечь то, что можно использовать. Это главный посыл Президента.

Что касается разрабатываемой стратегии обращения с отходами, то Глава государства ориентирует на более напряженные задачи, рассказал Анатолий Сивак:

— Понятно, что после этого совещания и 2040 год нас не устраивает, да и 90 процентами (переработки и вторичного использования отходов. — Прим. ред.) здесь ограничиваться не стоит.

По итогам совещания также принято решение, что регулировать работу по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов в стране будет не два ведомства, а одно — Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

— В этой части (остается. — Прим. ред.) один регулятор, который готовит нормативные документы. Правила будут одни, а исполнять будут все ведомства, — рассказал Анатолий Сивак.

Сергей Масляк в интервью журналистам добавил, что отходы производства (без учета крупнотоннажных) сегодня перерабатываются на 90 процентов, а процент использования твердых коммунальных отходов за 2024 год составил чуть более 40:

— Сегодня вопрос в том, что недостаточно линий для сортировки. Мы видим, что вторичные материальные ресурсы захораниваются. Недостаточно эффективно и где-то с определенными нарушениями эксплуатируются действующие полигоны. Увеличилось количество отходов в несанкционированных местах. Это тоже тот момент, с которым надо работать.

Стратегия включит в себя все эти составляющие. Документ сейчас проходит общественное обсуждение. Следующий этап — дошлифовка в рамках тех задач, которые поставил Глава государства, и окончательное принятие данного документа.


В странах Содружества


Старая версия сайта (Архив)