Восточные краски: в Москве пройдет выставка туркестанского авангарда


21 ноя 2023

Источник: orient.tm

«Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве» – такой проект анонсировал Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына. Экспозиция познакомит широкую публику с явлением русской живописи, известным лишь немногим — туркестанским авангардом, а именно, с работами 1920-1960 гг.

Как отмечают организаторы, особенность этого направления заключается в его многогранности — здесь прослеживается конвергенция новаторских для того времени идей, традиций русской художественной школы и центральноазиатский орнаментализм. Ценителей прекрасного не оставят равнодушными яркие краски, показывающие быт солнечного Туркестана.

Полотна имеют неразрывную связь с судьбами творцов. Любовь Агафонова, куратор проекта, рассказывает о «трёх мушкетёрах», русского авангарда, стоявших у истоков художественной школы Туркестана в XX веке. Они примерили на себя образы жителей Центральной Азии и передали свои опыт и видение через краски.

Первый из «мушкетёров» — романтик и утопист Александр Волков, органично объединивший в своем творчестве Восток и Запад. Практика русских авангардистов, воспринятая им сквозь призму декоративного искусства Востока, позволили мастеру создать свой неповторимый живописный язык.

Многие русские художники посещали Восток для «обновления» творчества и поиска вдохновения. Однако для Волкова Туркестан был не эпизодом, а темой всей жизни.

Следующий адепт русского символизма и один из основоположников туркестанского авангарда — Александр Николаев. Приняв ислам, художник взял себе имя Усто Мумин, в переводе означающее «мастер». Ученик Казимира Малевича и Заслуженный деятель искусств УзССР, Николаев запомнился своей главной работой - «История юноши Гранатовые Уста», также известной как «Радение с гранатом».

Темпера, написанная на фанерной стенке тарного ящика сочетает одновременно житийные иконаы и персидские книжные миниатюры. Композиция показывает историю мальчика, юноши-бачи: это история любви и приключений с товарищами, жизнь, «застывшая» на полотне.

Описывая переезд в Азию, Николаев рассказывал : «Известен мне был... классический случай с крупным французским художником Поль Гогеном, который семь лет прожил на острове Таити, живя как туземец, исполняя все их ритуалы и обычаи... У меня явилась мысль повторить этот опыт на себе».

Последний из тройки — Виктор Уфимцев, футурист и «буйно-красочный живописец». Впервые оказавшись в Туркестане в 1923 году вмест, Уфимцев был поражен необыкновенными цветосочетаниями и ритмами Востока. С конца 1920-х годов Уфимцев делал много зарисовок в духе неопримитивизма в поисках индивидуального художественного воплощения своих идей.

Экспозиция представит и работы художников, на которых «прикоснувшиеся к Солнцу» оказали непосредственное влияние — это Роберт Фальк, Павел Кузнецов, архитектор Владимир Шухов и др.

Всего будет представлено более 60 экспонатов живописи, графики, подлинников книг, изданных в начале прошлого столетия. Участники проекта — Третьяковская галерея, Музей Востока, Псковский музей-заповедник, Фонд наследия русского зарубежья и еще множество «домов» живописи.


Содружество интеграций


Старая версия сайта (Архив)