Источник: scientificrussia.ru
Ученые географического факультета МГУ в рамках проекта РНФ изучили почвы нацпарка «Смоленское Поозерье» (северо-запад Смоленской области) и составили первую подробную почвенную карту на всю его территорию. Масштаб карты, которую составили географы МГУ, 1:200 000, на ней показано 29 единиц. Немногие особо охраняемые природные территории России могут похвастаться наличием среднемасштабных почвенных карт.
— На территории нацпарка мы впервые описали серогумусовые почвы на междуречьях, торфяные мезотрофные почвы, палеоурбостратоземы древних городищ, агро- и постагрогенные почвы. Среди природных почв под хвойными лесами наиболее широко распространены подзолы, подбуры и грубогумусовые почвы отдела органо-аккумулятивных. Последние почвы встречаются под сосняками на грядах и холмах. Мы показали расширение ареала подзолов и подбуров на суглинистых породах под еловыми и мелколиственными лесами. Среди преобразованных человеком почв преобладают дерново-подзолистые постагрогенные, — рассказала аспирантка географического факультета МГУ, участник проекта Ольга Шопина.
Полученные данные о почвах, растительности, рельефе и свойствах почвообразующих пород позволили составить первую достаточно детальную почвенную карту на всю территорию национального парка в масштабе 1:200 000. На ней показано 29 единиц.
— Конечно, на эту территорию имеются почвенные карты. Но они достаточно обобщенные, составлены на отдельные части нацпарка или выполнены по устаревшим к настоящему времени подходам, — отметил старший научный сотрудник географического факультета МГУ, руководитель проекта РНФ № 21-74-20171, к. г. н. Иван Семенков.
Северо-запад Смоленской области является одним из самых южных участков распространения последнего покровного Валдайского оледенения. Именно благодаря этому обстоятельству территория нацпарка «Смоленское Поозерье» отличается сложным рельефом за счет обилия холмов, вытянутых гряд и котловин, оставленных ледником. Последние теперь занимают озера и болота. Известный путешественник Николай Михайлович Пржевальский назвал озеро Сапшо, которое находилось в его имении в Смоленском Поозерье, Байкалом в миниатюре.
Нацпарк очень сложен для картографирования еще и за счет того, что обширные территории Смоленского Поозерья когда-то были плотно заселены и распахивались, а теперь постепенно зарастают лесами.
— Но мы поставили перед собой амбициозную задачу составить более совершенную версию почвенной карты такого же масштаба с помощью современных методов цифровой почвенной картографии. Также мы использовали картографические и исторические материалы, разновозрастные данные дистанционного зондирования Земли, которые не так давно появились в нашем распоряжении, — пояснил Иван Семенков.