Создание Центра водородного инжиниринга с опытным полигоном должно положить начало созданию водородного кластера на Сахалине / Правительство Сахалинской области
- Переход к водородной энергетике - это ответ на вызовы устойчивого развития в условиях энергоперехода. И Сахалинская область позиционирует себя как один из элементов системы потребления водорода в АТР, - отметил директор Сахалинского климатического центра Евгений Гетц.
Из-за реалий последних месяцев, по словам заместителя гендиректора аналитического центра ТЭК ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Дениса Дерюшкина, множество водородных проектов потеряли актуальность, "ушли в тень до лучших времен".
- При этом Сахалин на удивление сохраняет динамику и амбициозность, и здесь остается единственный из пяти кластеров с потенциалом крупнотоннажного производства водорода, - указал Дерюшкин. - Но в связи с изменениями в мире мы переходим от концепции "водород как экспортный продукт" к концепции "водородные технологии как экспортный продукт". И программа развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики переформатирована с фокусом на технологии и внутренний рынок. Причем место производства и место потребления водорода должны быть максимально локализованы, ведь затраты на транспортировку газа зачастую "убивают" экономику проекта.
Внутреннее потребление могут обеспечить и поезд на водородном топливе, и применение водород-метановых смесей в котельных. Все эти проекты так или иначе "приземляются" на Сахалине.
- У нас два самых продвинутых проекта на острове, - поделился директор проекта проектного офиса по водородной энергетике госкорпорации "Росатом" Валентин Дьяков. - Первый - водородный завод, где будет организовано получение водорода методом прямой конверсии метана с улавливанием СО2 и захоронением его в естественные подземные хранилища. В дальнейшем водород будет сжижаться и доставляться конечному клиенту. Работы идут в соответствии с графиком. Мы планируем отгрузку первой партии продукции уже в 2025 году. Второй проект - водородный поезд. К 2025-му намерены запустить серию электричек совместно с РЖД и Трансмашхолдингом. Появятся два заправочных комплекса и основная инфраструктура.
Рост внутреннего рынка водорода может быть связан и с другими транспортными идеями. В частности, с водоробусами.
- С губернатором региона Валерием Лимаренко мы обсудили возможность привлечения в поставку по концессии, объявленной на 105 электробусов, 20 или 30 водоробусов в 2023 году. Наш водоробус по цене будет не дороже электробусов, при этом мы готовы включить в поставку и заправку с электролизером на 20 машин, - рассказал генеральный директор компании "Криомаш-БЗКМ" Кирилл Лятс. - Кроме того, мы обратились к идее "голубого вагона" - так называется проект электрохимической станции, которая, как угольный тендер к паровозу, "пристегивается" к локомотиву и снабжает его электроэнергией. А внутри этой станции - большой бак с жидким водородом. "Голубой вагон" не требует сертификации, потому что в самом вагоне, как и в подвижном составе, не меняется ничего, и он может выйти на линию уже в текущем году. Единственное "но": в железнодорожной технике надо применять не компримированный водород, а сжиженный. Мы хотим сделать установку по сжижению водорода, совмещенную со сжижением углекислого газа. Жидкий СО2 во всем мире используется для быстрой заморозки продуктов, а на Сахалине достаточно много бизнеса, связанного с марикультурой, есть плавучие и наземные рыбозаводы, соответственно, углекислота будет востребована.
Специалисты видят перспективы в использовании метановодородных смесей в малой энергетике - на котельных.
Сахалинская область и реализуемые здесь проекты интересны и важны для вывода на рынок новых технологий производства, хранения и применения водорода
- За этим будущее, - считает директор Центра исследований и научных разработок в области энергетики "Водородные технологические решения" Максим Савитенко. - Мы изучали энергосистему Курильских островов, стоимость завозного дизельного топлива. Если в органическое топливо подмешивать водород, то и коммунальная экономика начинает "биться". При концентрации водорода в топливе до 20 процентов не нужно делать серьезную модификацию оборудования. Возможно, дополнительно потребуется лишь разработка горелочного устройства. Ну и как опцион, чтобы повысить КПД, - конденсатор выходящих газов.
Предполагается поставка сжиженного водорода на космодром Восточный. Соответствующее соглашение было подписано между Росатомом и Роскосмосом на полях VII Восточного экономического форума в сентябре прошлого года.
- Объемы поставок не столь велики, - признал Валентин Дьяков. - Но договор важен как своей логистической составляющей, так и глобальностью задачи - без водорода тяжелые и сверхтяжелые ракеты, которые выводят грузы и спутники на орбиту, просто не полетят. Задача непростая: точка удаленная, доставить туда газ надо быстро и гарантированно, а сжиженный водород хранится не слишком долго, и в этом есть определенная трудность. Мы рассматриваем возможность перевозки водорода в танк-контейнерах. И куда отвезти такой изоконтейнер - в Китай или на космодром Восточный - уже становится непринципиальным.
Работающие в отрасли компании предлагают и другие варианты "упаковки".
- Мы занимаемся технологиями хранения в двух направлениях: баллоны для сжатого водорода, прежде всего композитные, и металлогибридное хранение как самый безопасный способ, - сообщил Мирон Боргулев, руководитель направления частного учреждения "Наука и инновации" госкорпорации "Росатом". - Сахалинский кластер интересен как новый рынок, как место апробации тех технологий, которые дальше будут тиражироваться, в том числе на Дальнем Востоке и в Арктике. Потому что невозможно придумать технологию и не проверить ее в реальной эксплуатации.
Такого же мнения придерживается руководитель Центра компетенций НТИ "Водород как основа низкоуглеродной экономики" Института катализа СО РАН Павел Снытников.
- Сейчас очень мало площадок, где можно вести апробацию опыта, - отметил он. - Сахалинская область и реализуемые здесь проекты интересны и важны для вывода новых технологий на рынок.
Кстати
В 1980-х годах был реализован проект авиационного газотурбинного двигателя, который использовал чистый водород и был установлен на самолете Ту-155. Во время Олимпиады-80 в сопровождении эстафеты олимпийского огня были задействованы автомобили РАФ на водородном топливе.