Источник:
asia24.media
«ВЭС 24» рассматривает методологические подходы России и Запада в сфере международного научного сотрудничества. Рассмотрим указанную тему на примере совместной работы Курчатовского института и Таджикистана.
Совместные разработки вместо готовых продуктов
Первое, что необходимо понимать, говоря о данной сфере, это то, что Запад никогда не делится технологиями и не занимается высокой наукой со странами, не входящими в западный блок. То есть, когда мы слышим, что та или иная высокотехнологичная американская или европейская компания приходит, например, на центральноазиатский рынок или готова работать над теми или иными исследованиями, это означает только одно: поставка готовых решений, готовых продуктов или в лучшем случае допуск к научным исследованиям первого уровня.
Именно так, например, работают американские биолаборатории в странах Центральной Азии: все условные исследовательские ключи держат в руках американцы, а местный персонал используется для черновой и опасной работы. Мы уж не будем говорить об опасностях их работы для жителей этих стран и окружающей среды – это очевидно. Так же очевидно, что подобного рода «исследования» не совершат революционных открытий, которыми смогла бы воспользоваться, например, местная медицина или фармакология – результаты этой работы будут использовать американцы эксклюзивно.
То же относится и к цифровым гигантам – да, они могут заключать договоры о сотрудничестве с Казахстаном, Узбекистаном или Таджикистаном. Но на поверку это оказывается обычной экспансией, завоеванием местных рынков. Все произведенные продукты будут принадлежать Google или Amazon, но никак не казахстанским или узбекистанским компаниям. Бесспорно, указанные компании не откажутся от талантливых разработчиков и программистов из стран Центральной Азии. Но также неоспорим факт, что трудиться эти программисты будут не на благо своих государств. Таким образом, говорить об их – государств - суверенном цифровом развитии не приходится. Примеров западному научному квазисотрудничеству несть числа. Теперь о российских методах работы.
Глубокая интеграция
Российский Национальный исследовательский центр (НИЦ) «Курчатовский институт» заключил пакетное соглашение о научном сотрудничестве с таджикистанской стороной. Во время визита президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который состоялся 21 ноября, представители российской и таджикистанской науки имели возможность пообщаться и обсудить возможные контуры этого сотрудничества. Вот что говорит о его перспективах президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук:
«Соглашение масштабное. Оно, с одной стороны, рамочное, но оговаривает широкий круг вопросов сотрудничества. Идет очень глубокое интеграционное взаимодействие по совершенно конкретным направлениям. Мы сейчас пригласили наших коллег на Всероссийский конгресс молодых ученых в Сочи. Есть большая заинтересованность с обеих сторон в таком углублении этого двустороннего сотрудничества, которое фактически вырастает в многостороннее».
Речь идет о действительно всеобъемлющей совместной работе с учетом серьезных перспектив Таджикистана в сфере исследования мирного атома. Во-первых, в Таджикистане появится филиал Курчатовского института. Во-вторых, Таджикистан стал членом Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора «ПИК» в Гатчине. А это означает, что дополнительный импульс развития появляется именно у таджикистанской науки. В этом и заключается основополагающий принцип российского научного сотрудничества.