Какие организационные и технологические инновации, заслуживают особого внимания? Об этом на пресс-конференции рассказал главный хирург МЗ РФ, директор НМИЦ хирургии им А.В. Вишневского академик РАН Амиран Ревишвили.
Как сообщил главный специалист, на XVI съезде хирургов России, который пройдёт в октябре 2025 года, предстоит обсудить новый Порядок оказания хирургической помощи. В документе расписаны требования к оснащению операционных и стационаров, маршрутизация пациентов по линейке трёхуровневой системы оказания хирургической помощи, требования к квалификации специалистов, значение клинических рекомендаций.
- Введение нового Порядка оказания хирургической помощи населению, естественно, изменит ситуацию в данном разделе здравоохранения по всей стране в ближайшие годы, - считает А. Ревишвили.
Как выглядит хирургическая служба сегодня? Вот лишь некоторые цифры, прозвучавшие на пресс-конференции. В отрасли трудится около 70 тысяч хирургов. В целом по стране ежегодно выполняется более 10 миллионов оперативных вмешательств. Средний уровень госпитальной летальности 1,5%, чуть выше – 2,8% - в гнойной хирургии. Это приемлемые цифры.
- Проблема, о которой надо сказать отдельно - высокий уровень госпитальной летальности в группе пациентов с онкологическими заболеваниями толстого кишечника, острым панкреатитом, желудочно-кишечными кровотечениями. Причина - позднее обращение больных за медицинской помощью, - отметил А. Ревишвили.
По словам главного специалиста, за последние годы в отечественной хирургии поменялось многое. Во-первых, он отметил, что реализация крупных федеральных проектов способствует развитию хирургического лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Во-вторых, наметился уверенный переход от открытой хирургии к мини-доступам. В- третьих, технологии малоинвазивных вмешательств позволили снять возрастные ограничения: сегодня оперируется всё больше пациентов из когорты 75-85 лет и старше, причём, с серьёзным набором сопутствующих заболеваний.
Удаётся ли обеспечивать равный доступ пациентов к современным технологиям в регионах, вне федеральных медицинских центров? Отвечая на этот вопрос, академик Ревишвили признал: не все лечебные учреждения, которые участвуют в трёхуровневой системе оказания хирургической помощи, оснащены так же, как федеральные клиники. Тем не менее, прогресс в техническом и технологическом оснащении всех стационаров хирургического профиля очевиден.
- Три года назад мы разработали программу развития мини-инвазивной хирургии. Это была совместная инициатива Центра Вишневского и Российского Общества хирургов. Программу представили на съезде профессионального сообщества, и министр здравоохранения Михаил Мурашко очень быстро отреагировал на наше предложение. Были выделены огромные средства для выполнения мини-инвазивных операций во всех регионах. В настоящее время в среднем по стране 40-50% операций - лапароскопические. А в федеральных центрах - 80-90%, - продолжил А. Ревишвили.
Он обратил внимание на то, что стоимость малоинвазивных вмешательств, включённых в КСГ, увеличилась 2-3 раза. Таким образом, лечебные учреждения имеют возможность покупать современное оборудование и расходные материалы. При этом главный хирург считает важным развивать импортозамещение в сфере разработки и производства отечественной аппаратуры для видеоэндоскопической хирургии. Медтехника японского, китайского и иного зарубежного производства при всём её хорошем качестве в перспективе должна-таки уступить место не менее хорошей российской.
- Думаю, наши умельцы обязательно дойдут и до этого, - выразил надежду академик Ревишвили.
Что он думает по поводу робот-ассистенции в хирургии? По словам главного специалиста, роботическая хирургия имеет очевидные плюсы: мини-инвазия, отличная визуализация и более высокая степень свободы манипулятора в отличие от руки хирурга. Из минусов - стоимость робот-ассистированных операций. Кроме покупки дорогостоящего инструментария лечебные учреждения несут расходы на регулярный технический контроль самой роботической платформы. Всё это затратно для отрасли, зато пациенты, по словам главного хирурга, с удовольствием идут на такие операции. Сегодня в медицинских организациях России около шестидесяти роботических систем. В год выполняется около 5000 таких операций.
- Хочу сказать, что у нас в стране создаётся свой хирургический робот. Пока ничего не буду анонсировать, но такая программа есть, и дай бог, чтобы всё получилось, - искренне пожелал А. Ревишвили.
На вопрос, есть ли в хирургической службе кадровая проблема, главный специалист Минздрава России ответил, что специалистов не хватало и не хватает всегда, особенно в учреждениях, оказывающих хирургическую помощь на первом уровне. Дополнительный отток произошёл в период пандемии COVID-19, когда часть хирургов ушла в другие специальности.
- Однако к сегодняшнему дню есть пополнение, в частности, в общей хирургии. Радует, что приходят молодые специалисты. Кстати, в Госдуме состоялось первое чтение закона о целевом распределении выпускников медицинских вузов, с чем я полностью согласен. Также считаю чрезвычайно важным развивать институт наставничества, - подчеркнул Амиран Ревишвили.




