Институт фармацевтического образования и исследований – это одно из лучших учреждений, где готовят высококвалифицированных специалистов с высшим образованием с учетом потребностей реального сектора фармацевтической отрасли. У студентов есть возможность постигать науку на практике – в лабораториях физико-химического, фармако-токсикологического, микробиологического анализа, а также анализа лекарственных форм.
Уникальность учреждения в том, что каждая из лабораторий оснащена самым современным оборудованием. Но, пожалуй, главным преимуществом института является профессорско-преподавательский состав – это научные и практические эксперты, в том числе зарубежные.
Сегодня вы убедитесь, что будущим фармацевтам данного учебного заведения крупно повезло – их обучают не только азам фармацевтики, но именно здесь, на их глазах, проходят исследования препаратов нового поколения. Одним из таких является противовирусный препарат «Антиковир», о котором мы расскажем прямо сейчас.
Наш сегодняшний собеседник научный консультант Института фармацевтического образования и исследований, доктор фармацевтических наук, профессор Юнусходжаев Ахматходжа Нигманович.
Уважаемый Ахматходжа Нигманович! Прежде всего выражаем Вам благодарность за согласие дать интервью нашему изданию. Мы ознакомились с лабораториями Института фармацевтического образования и исследований и убедились в том, что здесь созданы все необходимые условия для научных исследований в фармацевтике.
Знаем, что Вы посвятили свыше сорока лет работе в области синтеза фармацевтических субстанций. Разработанные Вами препараты успешно применяются при лечении сердечно-сосудистых, эндокринологических заболеваниях, а также в гематологии, онкологии. Сначала пандемии Covid — 19 также активно занимаетесь поисками противовирусных препаратов, причем с хорошим результатом.
В связи с этим просим Вас ответить на несколько вопросов, связанных с фармакотерапией коронавирусной инфекции.
Как Вы оцениваете эффективность используемых в медицинской практике лекарственных препаратов таких как Фавипиравир, Ремдесевир для лечения коронавирусных инфекций, в частности COVID-19?
Противовирусный препарат — Фавипиравир (авифавир) был разрешен к медицинскому применению в 2002 году в Японии. Его рекомендовали для лечения атипичного гриппа. Однако у препарата достаточно много побочных эффектов, и поэтому применение возможно только в условиях стационарной медицинской помощи.
Из гормональных препаратов Дексаметазон – стероидный противовоспалительный препарат, при COVID – 19 он снимает его последствия. Но при легких формах он опасен, так как препарат снижает иммунитет, при этом вирус сильно размножается и легкая форма может перейти в тяжелую. Поэтому рекомендуется для лечения тем пациентам, у которых тяжелые симптомы сохраняются свыше семи дней, чтобы предотвратить цитокиновый шторм.
В последнее врямя в лечении COVID – 19 используются препараты на основе моноклональных антител, состоящие из одного, двух компонентов. Обычно их назначают при средней степени тяжести болезни с риском перехода заболевания в тяжелую форму. Но это очень дорогие препараты
Следует отметить, что во время вспышки “омикрон”а снизился спрос на такие сильные противовирусные препараты, со множеством побочных эффектов как ремдесевир, которые использовались при лечении коронавирусной инфекции в тяжелой форме. В настоящее время выросла потребность в препаратах широкого спектра действия, с наименьшими побочными свойствами.
Ваша оценка о методах лечения COVID – 19
С самого начала пандемии считалось, что COVID – 19 – респираторное заболевание. Но многочисленные исследования утверждают, что COVID – 19 – это больше сосудистое заболевание. А коронавирус –гемотоксический вирус. Согласно ряда исследованиям вирус поражает кровеносную систему. S – белок, образующий ту самую «корону», атакует рецепторы, вызывая повреждение митохондрий и эндотелия сосудов.
Сейчас многие специалисты признают, что в начальной стадии при лечении COVID – 19 допустили ряд ошибок, и вирус делал с нами все что хотел. Опасными методами терапии являются назначение с первых же дней инфицирования ковидом антибиотиков и гормонов, которые нередко провоцирует высокие риски тяжелых осложнений. Если ковид протекает в легкой форме, то не надо принимать сильные противовирусные и гормональные препараты.
Почему больные по-разному переносят COVID–19, кто в более легкой форме, иногда даже бессимптомно, кто в более тяжелой?
Течение заболевания зависит от множества факторов – иммунным статусом организма, наличием сопутствующих болезней, от состояния свертывающей системы крови и много другого. Тяжелее болеют люди, у которых иммунная система подавлена.
Многими исследователями, по результатам анализа образцов крови, установлено, что разница в тяжести состояний зависит от наличия иммунной памяти Т-клеток. Как известно, Т-лимфоциты (Т-киллеры) являются главным компонентом антивирусного иммунитета, они ответственны за уничтожение поврежденных клеток собственного организма. Следует отметить, что после 55 лет организм меньше вырабатывает Т-клетки, а строительным материалом Т-клеток являются микроэлементы и прежде всего цинк.
Какие осложнения проявляются после перенесенного COVID–19 и как их предотвратить?
COVID–19 оставляет свою “печать” практически на всех органах переболевшего. По данным статистики, постковидный синдром образуется у каждого второго человека старше 50 лет. При этом постковидный синдром ухудшает качество жизни.
В первую очередь страдает центральная нервная система, сердечно-сосудистая и бронхолегочная система. После перенесенной коронавирусной инфекции достаточно долго восстанавливаются легкие.
Нередко наблюдается дезадаптация артериального давления. Так называемые безумные скачки показателей. Человек из “нормотоника” может перейти в гипертоника, а злостная гипертония это риск инфаркта и инсульта.
По некоторым данным, постковидный синдром может наблюдаться на протяжении года. При этом риск тромбозов сохраняется в течении месяца. А тромбозы являются одним из самых распространенных последствий COVID–19, они встречаются в 20-30% случаев и поэтому именно в течении месяцев после отрицательной реакции на коронавирус часто встречаются инсульты и инфаркты. По этой причине врачи рекомендуют после перенесенного COVID–19 принимать препараты, разжижающие кровь.
Некоторые специалисты сообщают, что COVID–19 с нами навсегда?
Сейчас мы все осознаем, что COVID–19, это не кратковременный кризис и прописался на нашей планете надолго.
В условиях постоянного притока новых штаммов вируса становится ясно, что прогресс достигнутый с вакцинами не дает ожидаемого эффекта. За сравнительно короткий срок «Омикрон», вытеснив своих предшественников, завоевал мир. Инкубационный период у «Омикрона» значительно меньше, он высоко контагиозный (заразный). Следует отметить, что «Омикрон» приобрел и значительный уровень устойчивости к вакцинным антителам.
У каждого инфицированного человека содержатся сотни миллиардов вирусных клеток и они постоянно размножаются. К счастью пока большинство мутаций не делает вирус более смертельным. Будет сложно отслеживать происхождение новых штаммов и предсказать их с точки зрения инфекционности, патогенности, а также устойчивости к вакцинам. Какова будет судьба вируса SARS-CoV2 в будущем – покажет время.
Может ли SARS—CoV2 по своим свойствам постепенно стать таким как вирус гриппа?
Вирус гриппа гораздо безобиднее. Он сезонный, живет в каких-либо птицах или свиньях, меняется там, и дважды в год «выпрыгивает» новый штамм, но биофармацевтические компании заранее готовятся к этому. Коронавирус же живет в людях, и может быть с нами круглый год. Он непредсказуем и иммунитет к нему, по мнению ряда специалистов, к сожалению, недолговременный.
В таком случае возникает вопрос о необходимости вакцинации. Нужна ли она? А Вы сами вакцинировались?
В целом, конечно, вакцинироваться Covid – 19 необходимо, ведь это своего рода «тренировка» перед боем. Лучше иметь хоть какую-то иммунность, защищающую от тяжелого течения болезни, чем не иметь ее вовсе. Я и сам переболел, хотя был вакцинирован. Принимал для лечения «Антиковир» и витамин D в течении семи дней, а потом Аллтромбосепин в течении месяца.
Минздравом Узбекистана в нашей стране зарегистрирован препарат «Антиковир». Согласно инструкции первым из действующих компонентов является Куркуцинк. Немного расскажите об этом компоненте.
Одним из основных действующих компонентов «Антиковира» является комплекс, полученный на основе куркумина. Куркумин – известный природный антибиотик, который в большом количестве содержится в корне куркумы. Полезные свойства куркумина известны давно. Многочисленные исследования показали его противовоспалительные, антиоксидантные, противоопухолевые и противовирусные свойства. Особенность куркумина заключается в его способности подавлять вирусные ферменты.
Однако есть одно «но». Куркумин имеет гидрофобные (прим ред. -физическое свойство молекулы, выражающееся в ее способности не смачиваться водой) свойства, а также крайне нестабилен в кислой и щелочной среде. При пероральном применении биодоступность препарата всего 1 – 2%, другими словами, куркумин просто разлагается и выводится из организма, не успевая воздействовать на вирус. Поэтому учеными исследуются различные производные и формы куркумина – липосомальные, наноструктурные и т.д.
Учитывая значение микроэлемента цинка при коронавирусной инфекции нами получены его хелатные комплексы с куркумином – Куркуцинк.
В комплексах куркумина с цинком устанавливается баланс для лучшей диффузии через клеточную мембрану. При этом попав внутрь клетки, в водной среде комплекс цинка ионизируется, тем самым цинк тоже проявляет свои противовоспалительные и противовирусные свойства, т.е. они действуют синергетически.
Чем объясняется включение аллтромбосепина в состав Антиковира?
Следует отметить, что основа, идея разработки препарата Аллтромбосепина принадлежат Авиценне. Мы усовершенствовали его технологию и оригинальный препарат Аллтромбосепин получили ферментативным — биотехнологическим способом из растительного сырья в удобной для использования капсулированной форме. Препарат был зарегистрирован в Узбекистане в 2016 году, как антиагрегантное и антикоагулянтное средство.
Пострегистрационные клинические испытания Аллтромбосепин, проведенные в 2020 году в НИИ Эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний и других клиниках Узбекистана показали, что препарат обладает хорошим клиническим эффектом ипри COVID–19, предотвращая нарушений коагуляции крови.
«Аллтромбосепин» рекомендован для медицинского применения в качестве антикоагулянтного средства при комплексном лечении COVID-19. По этой причине мы и включили Аллтромбосепин в состав препарата «Антиковир».
Расскажите подробнее о свойствах препарата «Антиковир»
Как известно, коронавирусную инфекцию лечат тремя группами препаратов: противовирусные, противовоспалительные препараты и антикоагулянты.
Комплексный препарат «Антиковир» содержит в своем составе все необходимые компоненты для лечения COVID-19 легкой и средней тяжести заболевания, это: «Куркуцинк» — комплексное соединение куркумина с цинком, Аллтромбосепин и аскорбиновую кислоту.
Эффективность препарата обусловлена совокупным действием компонентов. При этом препарат обладает высокой безвредностью – он практически не токсичный.
Согласно действующим требованиям нашими фармакологами в течении 12 месяцев выполнены все доклинические исследования «Антиковира». При этом изучение цитопротекторной активности «Антиковира» показало его высокую эффективность, препятствующую проникновению вируса в клетки.
А вирус – это паразит, не способный размножаться, если не проникает внутрь клетки. Анализ иммуномодулирующей активности препарата показал наличие в испытуемом препарате достоверной иммуномодулирующей активности, сопоставимой с эталонным препаратом. Также было установлено, что «Антиковир» действует на Т-клеточный и гуморальный иммунитет.
Клинические исследования, проведенные в Специализированной больнице в Зангиоте доказали, что препарат обладает высоким клиническим эффектом у 92% больных при лечении коронавирусной инфекции. В исследуемой группе у пациентов не было отмечено нежелательных побочных действий.
Медики констатировали, что «Антиковир» позитивно влияет практически на все звенья этиопатогенеза коронавирусной инфекции.
В условиях постоянной мутации вируса SARS—CoV2, как вы оцениваете эффективность лечения коронавирусной инфекции «Антиковиром»?
«Антиковир» многокомпонентный препарат, состоящий из базовых растительных и минеральных продуктов, суммарное действие которых направлены на стимулирование естественной защитной силы организма.
Пострегистрационные клинические изучения одного компонента Аллтромбосепина, проведенные в 2020 году в период вспышки «дельта» вируса показали в 85 % случаев высокую лечебную эффективность.
Многочисленные исследования показали активность Куркумина против коронавирусной инфекции. Недавно в журнале “Biomedicine and Pharmacotherapy” бразильские ученые опубликовали результаты своих исследований и указали, что диапазон противовирусного действия Куркумина чрезвычайно обширен, а активность его выше, чем известный синтетический препарат гидроксихлорохин.
Значение микроэлемента цинка и витамина С при лечении COVID-19 общеизвестны.
Клинические исследования препарата «Антиковир» были проведены, когда уже доминировал штамм «Омикрон». При этом специалистами было отмечено, что, учитывая антиагрегантное и противовирусное свойства, а также безвредность «Антиковир» перспективен также при лечении постковидного синдрома.