Источник: asia24.media
Приближается саммит ШОС в Астане, на котором ожидается обсуждение новых инициатив по развитию организации. Застрельщиком выступил Казахстан, который сейчас находится в уникальной ситуации – он одновременно председательствует в ШОС и в ОДКБ, что дает шанс продвинуть новую повестку дня, отвечающую на современные вызовы. При поддержке России и Китая (консультации на этот счет, естественно, ведутся) успех можно считать гарантированным.
Логично, что накануне столь важного в евразийском масштабе события экспертное сообщество анализирует ситуацию и делится своими прогнозами. Прошел целый ряд крупных мероприятий, одно из них состоялось в Новосибирске. Круглый стол «Национальные инициативы Казахстана и России в контексте развития Шанхайской организации сотрудничества» на площадке Новосибирского государственного университета экономики и управления инициировало Сибирское общество международных исследований. Новосибирские эксперты собрались в одной из самых современных аудиторий университета, а их коллеги из Узбекистана, Киргизии и Узбекистана, а также крупнейших городов России участвовали в обсуждении в режиме онлайн. По общему мнению, дискуссия удалась.
***
Директор СОМИ Денис Борисов напомнил историю ШОС, особо остановившись на трансформации, которая произошла после февраля 2022 года. Он отметил роль ШОС в согласовании многосторонних интересов в Центральной Азии: речь идет уже не только о развитии двусторонних отношений, но и развитии формата евразийской интеграции. Тему подхватила научный руководитель ЦАИ «Евразийский мониторинг» (Астана, Казахстан) Таисия Мармонтова. По ее мнению, нынешний год для республики Казахстан – очень активный в плане внешней политики. Казахстана продолжает следовать многовекторной внешней политике и развивать партнерские отношения, действуя на создание взаимной выгоды. Важнейший приоритет сегодня – создание устойчивой системы безопасности от внешних угроз. С таким подходом согласен научный сотрудник Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете в Бишкеке Павел Воробьев, который констатировал, что ШОС служит активной площадкой для решения вопросов безопасности, но также организация активно занимается экономикой. Что важно, «ШОС – такая площадка, где лидеры небольших стран могут обсуждать решение региональных проблем с участием таких крупных мировых держав, как Россия и Китай».
***
Востоковед Евгений Савкович (Томск) согласен с тем, что история ШОС еще только пишется и требуется огромная работа, которая требует больших ресурсов. Он также согласился с тезисом о том, что сегодня главенствующее место занимают вопросы безопасности на центральноазиатском пространстве. Эксперт уверен, что ШОС ждет «общее прекрасное будущее», поэтому уже сегодня необходимо интенсифицировать связи и на правительственном уровне через имеющиеся механизмы и на уровне экспертного сообщества.
Аналитик Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа) Артур Сулейманов считает, что нужно обратить внимание на действия в макрорегионе коллективного Запада, который стремится дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии. Поэтому так важно обсудить стратегию развития ШОС до 2035 года, учитывая, что число стран-участниц только растет. Политолог из Узбекистана Равшан Назаров считает потенциал ШОС весьма значительным, хотя он пока не до конца задействован. Тот факт, что оппоненты Индия и Пакистан входят в ШОС, говорит о многом! Он уверен, что критика ШОС и ОДКБ – это часть политической игры, а на самом деле ШОС не то, что рано хоронить – ему надо дать по-настоящему родиться. Назаров предложил экспертному сообществу чаше встречаться и обсуждать актуальные темы. Тем более, что как показывает опыт, наработки экспертов часто опережают стремления политиков. Одним из вопросов, над которым надо задуматься уже сегодня, он считает гипотетическое вступление в ШОС Афганистана, который может поменять статус наблюдателя на статус полноправного члена организации.
***
Новосибирский политолог Дмитрий Казначеев предложил сосредоточиться на решении вопросов информационной безопасности, что сегодня осложняется разными требованиями к защите информации в разных странах ШОС. Тем не менее, он уверен в хороших перспективах совместных действий в этом направлении. В свою очередь представитель комитета науки и высшего образования Республики Казахстан Ригина Сысоева предложила больше усилий предпринимать в медиапространстве, где идет противостояние. Практику промывания мозгов никто не отменял, поэтому в условиях гибридного противостояния нужно грамотно вести дискуссии, не давать «повергнуть мозги и переписать историю». Она также высказалась за активное взаимодействие экспертного сообщества, работа которого сегодня очень важна.
***
Данияр Абенов, преподаватель-методист Центра подготовки специалистов уголовно-исправительной системы по противодействию экстремистской идеологии (Костанай, Казахстан), также напомнил о приверженности Казахстана многовекторной внешней политике и привел в пример фигуру Аблай-хана. Он отмечает важность усилий по активизации деятельности ШОС в различных сферах деятельности: «Председательство в ШОС позволило Казахстану получить возможность сформировать стратегию до 2035 года». Важнейшей задачей является усиление потенциала ШОС всеми возможными путями – это касается безопасности вообще, кибербезопасности в частности, а также расширения торгово-экономических связей. Политолог напомнил о важности совместных действий в противостоянии наркотрафику и развитии экологической темы, которая занимает все большее место в сознании современного человека.
Подводя итоги обсуждения, доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ, директор Сибирского общества международных исследований Денис Борисов сделал очень верный вывод о том, что Шанхайская организация сотрудничества – это диалог высокого политического уровня, а развитие этого диалога будет зависеть от тех экспертов, тех специалистов, которые смогут предложить модели будущего Искать их – важнейшая задача.