ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» сегодня — это 100 процентов метизов и 95 процентов отливки в отечественных комбайнах. На одном из ключевых предприятий холдинга «Гомсельмаш» добились полного цикла производства — от листового металла до готовых деталей, механическая обработка которых ведется на 1600 станках. А что касается санкций, так в них видят больше плюсов, чем минусов.
— Пусть и дальше продлевают ограничения, — говорит директор завода Андрей Кузнецов. — Мы как раз успеем нарастить компетенции. Работы теперь больше и работать стало интереснее.
К санкциям на ЗЛиНе, где трудятся свыше 4600 человек, а производство развернулось на территории 135 гектаров, готовились давно. Узлы западных изготовителей поступательно заменяли на отечественные, зачастую даже лучшие по качеству, поскольку делаются под потребности белорусского АПК. Например, аппарат привода зерновой жатки, по оценке специалистов, на пять с плюсом получился. Сейчас на предприятии заняты локализацией французского режущего аппарата для роторной косилки-плющилки. 20 комплектов уже обкатываются на полях различных хозяйств.
— А ведь пугали, что у нас производство станет.
Андрей Кузнецов парирует:
— Да нам не то что остановиться — оглянуться некогда. Экономическая безопасность страны зависит от устойчивости предприятий. Президент не раз говорил: будет экономика — будет и мир. Так что мы трудимся и для того, чтобы Беларусь стороной обходили любые потрясения.По мнению руководителя ЗЛиНа, западным производителям восторгаться санкциями не приходится:
— Ведь тот же российский рынок составлял до трети в торговле предприятий, вынужденных ввести санкции. Куда такой объем быстро переориентируешь? А когда снимут ограничения, нам уже ничего и не нужно будет. Поэтому с двойным энтузиазмом наращиваем производственную мощь. Как говорится, не было бы счастья, да санкции помогли. А зарубежным политикам на свой народ плевать.
В последние годы представители регионов Российской Федерации частые гости на ЗЛиНе. Недавно здесь побывала делегация из Удмуртии. Партнеры в России и Беларуси активно работают над тем, чтобы как можно скорее занять оставленную CLASS, John Deere, NEW HOLLAND нишу. Андрей Евгеньевич убежден, что замена есть:
— Суперкомбайн GS2124, который создавался по поручению Президента, показывает намолот в 6 тысяч тонн. Зарубежных конкурентов он уверенно превзошел в куда более сложных климатических условиях.Мостокомплекты «Гомсельмаша», помимо внутреннего рынка, поставляются и вчерашнему конкуренту «Ростсельмашу» — чтобы в Ростове тоже могли выпускать необходимый объем техники. Но пока два комбайновых завода не способны полностью насытить российский рынок — нужно вместе наращивать мощности.
Гомельский завод намерен в нынешнем году установить два комплекса турболазерных установок. Заключил контракты с китайской стороной на поставку станков, которые уже в этом году приступят к работе. Причем на новом оборудовании можно будет задействовать втрое меньше людей, отмечает Андрей Кузнецов и тут же упреждает вопрос о возможных сокращениях:
— Мы только с прошлого марта приросли на 720 человек. В августе думаем открыть еще 300 вакансий. Средняя зарплата — более двух тысяч, молодежь на производство идет. Сейчас открываем собственные профессиональные классы в колледжах, организуем практику для студентов на заводе. Проблем с кадрами нет.
Слесарь механосборочных работ тридцатилетний Вадим Мельников занят сборкой зерноуборочной жатки. На предприятии уже шесть лет:
— Пришел сюда по совету знакомых и решил, что это лучший вариант. Зарплатой не обижают, коллектив подобрался хороший, предприятие развивается. Будет и сыну куда прийти. Ему сейчас семь лет, на производство с детьми нельзя, но на фото место моей работы он уже оценил.
Формовщик машинной формовки Михаил Черняков пришел на завод в феврале. В свои 22 года уже готовится стать мастером цеха цветного литья:
— Пока исполняю обязанности, осталось еще медкомиссию пройти. Первый разряд получил уже через три месяца — значит, хорошо себя зарекомендовал. Да и отец на ЗЛиНе работает термистом, так что продолжаю династию. Сейчас вообще молодежи много на предприятии. Новую линию поставили, заработок хороший — о таких условиях только мечтать.
Не одни мужчины трудятся на производстве комплектующих для сельхозтехники. Оператор-гальваник Дарья Агеева уже два года в цехе по производству метизов:
— Начинала на неавтоматизированном производстве, а сейчас в основном слежу за работой новой линии. На завод попали с подругой. Вместе поступали по специальности, вместе пришли в цех. Кстати, наш коллектив гальваников почти весь женский — на дюжину девчонок всего двое ребят. Так что промышленность давно не сугубо мужская территория, а в семье я первая заводчанка, не жалею, что выбрала эту стезю.